Оперу "Репка" написал композитор Рустам Сагдиев по заказу Мариинского театра. Материалом для автора стали стилизованные песни из разных регионов России. Сагдиев называет свое произведение хрестоматией русского фольклора для детей - в опере они слышат отрывки из разных народных композиций. Использованы и сюжеты других знакомых сказок. Например, Мышку (Ирина Янцева/Софья Цимбал в первый премьерный день) укоряют за разбитое в "Курочке Рябе" яйцо. Сюжет вообще устроен так, что сначала все друг друга попрекают - кто за что, Мышке вообще достается со всех сторон (особенно ее длинному хвосту).
Потом сокрушенно извиняются, потому что оказывается, что вытянуть Репку друг без друга нельзя. И без Мышки тоже. В общем, спектакль учит, что жить мирно - не только приятно, но и полезно.
Опера, конечно, пользуется тем, что дети с раннего детства знакомы с "Репкой". Зал помнит, кого звать вслед за внучкой (Елена Марченко/Валерия Андреева), а кого после Жучки (Ярослав Кожевников/Виктор Кондратюк). За интерактив отвечает Скоморох (Иван Пилюкшин/Анатолий Невдах). Он же иногда рассказывает, что произошло с персонажами, пока те пели (вряд ли дети с первого раза научатся разбирать слова арий). Из других новых героев - три барышни в костюмах зеленых оттенков: Липонька (Наталья Бондарева/Софья Орлова), Березонька (Татьяна Горшкова/Софья Коляда) и Осинушка (Наталья Дикусарова/Анна Ерженина).
Яркое оформление для постановки сделала художник Марина Евдоченкова. В нем нет аляповатости, стильно использованы народные узоры (в костюмах, например, узнаваемы мотивы дымковской игрушки). Поставила премьеру Татьяна Наумова, актриса "СамАрта", преподаватель СГИКа, режиссер спектаклей "Орфей и Эвридика", "Конек-Горбунок", "Волшебное кольцо", "Кто будет считать звезды...", "Сказки Пушкина".
За пластику отвечал тоже хорошо известный самарцам хореограф Павел Самохвалов. Дирижировал премьерой Алишер Бабаев.
Спектакль получился озорным, насыщенным и внятным, способным удержать совсем маленьких зрителей. Правда, с этой премьерой у оперного театра появилась новая техническая задача - усовершенствовать малый зал так, чтобы сцену было хорошо видно человеку любого роста. И даже Мышке.