Новая жизнь старых вещей
То, что здесь происходило, вызвало из памяти ахматовские строчки:
«Когда бы вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как одуванчик легкий у забора,
Как лопухи и лебеда».
С той лишь поправкой, что вместо стихов здесь подразумевалась любая творческая деятельность.
В этом году фестиваль расширился, вырвавшись за пределы историко-музейного комплекса. Группа художников создала в Ширяево несколько ленд-арт объектов на тему экологии. Так, например, в селе появились арка «Портал» и фигура белохвостого орлана. Несколько крупных камней на здешней дамбе получили названия, которые были прикреплены к ним. Проходя мимо, гости Ширяево вспоминают, что в нашем крае есть состоящие из известняка и доломита удивительные горы – Шишка, Могутова, Девья и другие, возраст которых исчисляется 270 миллионами лет.
.
Но главное, конечно, происходило на музейных творческих площадках. Об идее фестиваля рассказала на своей лекции научный сотрудник Анастасия Калинина. Тема ее выступления говорит сама за себя: «Ленд - арт. Как художники выходят за рамки музеев, делая природу частью своих произведений искусства, привлекая внимание к проблемам экологии и стремительной урбанизации».
На одной из площадок гости фестиваля с помощью представителей самарской архитектурной школы «Футуругуру» создавали «лес». Вернее, импрессионистическую инсталляцию с таким названием. Из бумажных отходов молодые архитекторы создали «деревья», принесли кисти и краски и предложили гостям покрасить стволы и ветви в любимые цвета. Добавил и я свой любимый фиолетовый в общую яркую картину.
Мастер-класс по ремизному ткачеству провела Марина Архипова из Тольятти.
Старым вещам она дает вторую жизнь. Мастерица работает в технике «ляпочиха».
- Эта техника родилась в Архангельской области, в Каргополе, и существует с давних пор, - рассказала Марина Архипова. – Каждая крестьянка должна была обшивать всю семью одеждой из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенные платья и костюмы нельзя выбрасывать, иначе семья будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовали их для украшения дома. Особую популярность приобрели лоскутные одеяла и пушистые коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды. Эта техника не требовала навыков шитья и дорогих материалов, но позволяла воплотить самые смелые творческие замыслы.
Вот и на мастер-классе новоявленные ученицы Марины проявили фантазию, создавая совместно панно «Краски космоса».
Мастер–класс по гончарному ремеслу провели Ростислав и Ольга Долбины. Они учили всех желающих создавать посуду и другие изделия из глины. Плоды своего творчества можно было потом забрать с собой. Тут же были представлены забавные козочки, коровки, медвежата, коты, созданные мастерами в духе традиций дымковской игрушки.
Создать красивые вещички из бесполезных можно было на мастер-классах «Вторая жизнь» (переработка изделий из ветоши), «Лакомник» (здесь учили делать карманчики с таким названием), «Ясело», где можно было получить навыки росписи.
На одной из площадок поселились куклы-обереги, созданные Еленой и Сергеем Погодиными из травы, тряпочек и других доступных материалов. Некоторые из этих созданий оживали прямо на глазах. Деревянная птичка с помощью специального механизма начинала клевать корм. Куклы на коняшках кружились на нарядной карусели. А другие персонажи водили хоровод.
Архитектор Лиза Драчкова показала на фестивале красивые авторские украшения и аксессуары, созданные из того, что просто валяется под ногами.
Дария Григоревская представила свой экспериментальный фотопроект «Дальше...». На снимках – семь самарских мастеров - кофевар, портной-дизайнер, механик СТО, художник-граффитист, парикмахер, юрист, изготовитель мебели из дерева. А рядом – описание их деятельности и хода эксперимента, который провела Дария.
- Я попросила их в течение недели ничего не выбрасывать, - рассказывает она, - чтобы потом можно было понять, что с этими, казалось бы, ненужными материалами можно сделать дальше.
Выяснилось, что отходы от профессиональной деятельности этих людей вполне могут найти применение в самых разных сферах. К примеру, материалы, которые остаются после работы портного–дизайнера Олеси Порох, годятся для печворка, декорирования текстильных изделий и много другого. Опилки, ставшие отходами от деятельности мастера по дереву Никиты Пигарева, можно использовать в садовых участках, а остатки бруса и дерева пригодны для создания украшений, игрушек или реставрации мебели.
Куда ведут экологические тропы
На фестивале можно было увидеть и полистать раритетные издания из магазина «Экокнига». В свое время бывшие хозяева сдали их как вторсырье. Благодаря проекту «Экокнига» за полгода получили вторую жизнь более двухсот изданий. Некоторые из них были представлены на фестивале. Например, датированная 1838 годом религиозная книга на немецком языке «Vaterhand Gottes», «Сборник малороссийских песен», появившийся во второй половине девятнадцатого века, тома Малой Советской энциклопедии, сборник «Неизданный Щедрин» с малоизвестными произведениями великого сатирика.
Гостей праздника приветствовали директор Самарского художественного музея Алла Шахматова и мастера, которых заинтересовал эко-культурный проект в Ширяево. Один из них – известный московский архитектор Алексей Бавыкин.
- Ширяево – замечательное место, - отметил он. – Село потрясает своей цельностью и неиспорченностью. У меня есть идея – создать здесь экологические тропы. На этом маршруте гостей будут встречать необычные объекты, которые мастера сделают специально для Ширяево. Каждый из этих объектов будет многозначным и нести два-три смысла.
Еще одна именитая гостья, биолог и эколог из Иркутска Элеонора Еремченко, поделилась опытом создания экологической тропы на Байкале. Она действует там уже около двадцати лет и стала важным фактором развития природного туризма.
Теплую, почти домашнюю атмосферу создавала на празднике музыка эпохи Возрождения, которую исполнил ансамбль «Altera Musica». Звучали сопрано, флейта, гитара и клавесин...