В 2021 году - а он объявлен перекрестным Годом музеев России и Италии - фестиваль открывал вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини. На открытии гостям праздника презентовали работу московского скульптора Владимира Амадео. Бронзовая "Стрекоза" появилась в музее накануне праздника. Автор подарил ее репинскому комплексу. Таким образом в Ширяеве появилась новая достопримечательность. По словам Владимира Амадео, замысел ее создания возник совершенно случайно.
- В Самарском областном художественном музее у меня проходила выставка в январе этого года. В коллекции музея есть работы Ильи Ефимовича Репина. Мы обсуждали с коллегами, что можно придумать на "репинскую" тему. И у меня возник образ "Стрекозы". Мне это близко, у меня у самого есть дочь. Репин ведь не иллюстратор, а глубокий художник. А тут появляется "Стрекоза" - простая, добрая вещь. Отец пишет своего ребенка. Павел Третьяков потом забрал у него эту картину. Репин попросил коллекционера назвать работу "Стрекоза", потому что дочь скоро вырастет и улетит. Просто делать реплику было неинтересно. И я придумал крылья стрекозы.
фото: Татьяна Петунина
Картина "Стрекоза" написана летом 1884 года на даче под Петербургом. Художник изобразил свою дочь Веру Репину. Девочке лет 12. Она сидит на перекладине, беззаботно болтая ногами. Кажется, что отец-художник, заметив дочь, сбегал за кистью и красками, чтобы запечатлеть красоту этого момента. Весь воздух картины пропитан солнцем и светом. Как будто художник изобразил само детство в летних лугах и облаках. Сам Илья Репин в одном из писем Павлу Третьякову написал: "Девочку на солнце следует назвать "Стрекозой": и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название".Сегодня картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Продолжая творческую ноту, на празднике прошли мастер-классы, где все желающие пробовали делать традиционных кукол, расписывали гипсовые рельефы, осваивали азы ксилографии и валяния.
фото: Татьяна Петунина
Праздник традиционно объединил живопись, театр и музыку. Тольяттинский художник Николай Кузнецов представил портрет Репина, написанный углем. Артисты театра "Самарская площадь" перевоплотились в художников и показали, как летом 1870 года Илья Репин и его друзья приехали в Ширяево и начали делать здесь наброски с крестьян и зарисовывать красоты местных пейзажей. Музыканты Волжского русского народного хора сопровождали праздник волжскими песнями и мотивами.
фото: Татьяна Петунина
фото: Татьяна Петунина
Всем гостям еще раз напомнили, что 151 год назад три летних месяца 1870-го Илья Репин провел на берегу Волги в Ширяевом Буераке у подножия Жигулевских гор. Здесь он делал наброски и эскизы, которые потом легли в основу полотна "Бурлаки на Волге".
Впечатления от ширяевского лета Репин запечатлел в своей автобиографической книге "Далекое близкое". На празднике поклонники творчества художника снова получили возможность перенестись в 1870 год и увидеть фрагменты его воспоминаний в живописных полотнах. В Доме-музее купца Вдовина (входящем в историко-музейный комплекс) открылась выставка работ художника Александра Баканова "Великие традиции. Далекие и близкие". В 2020 году на репинском празднике состоялась премьерная экспозиция. Как рассказал художник, его биография оказалась связана и с селом, и с Репиным.
Когда Баканов был студентом Куйбышевского художественного училища, вместе с сокурсниками он оказался в 1979 году в Ширяеве, на пленэрной практике. Молодых художников поселили в том самом домике, где с друзьями жил Илья Ефимович летом 1870 года. Такие совпадения были удивительными для всех них. Спустя много времени, в преддверии 150-летия пребывания Репина на Волге, в 2020 году, Баканов решил на основе его воспоминаний создать цикл работ, живописно-графический рассказ, или репортаж о событиях того лета. Книгу "Далекое близкое" использовал как сценарий. С помощью самого Ильи Репина составил "раскадровку".
Так появились 35 работ - живопись, графика, этюды в жанре и манере исторического письма второй половины XIX века. Выставка продлится до конца лета. По словам автора, главные герои его работ, как и у Репина - бурлаки. На Волге в 1860-1870-е годы работали около 400 тысяч бурлаков. Местные жители, крестьяне зачастую отказывались позировать художникам, запрещали это и своим детям, а бурлаки соглашались и за двугривенный на час становились натурой. 30 работ из этого цикла вошли в собрание Самарского областного художественного музея.
фото: Татьяна Петунина
фото: Татьяна Петунина