В атмосферу того самого, победного мая 1945-го на несколько часов смогли окунуться жители Самары благодаря проекту Куйбышевской железной дороги "Паровоз Победы".
Областная столица стала восьмой остановкой на пути следования праздничного состава. Он стартовал из Уфы 29 апреля и уже побывал в Бугульме, Набережных Челнах, Ульяновске, Рузаевке и Пензе, преодолев 2,5 тысячи километров.
Все утро на железнодорожном вокзале звучали песни военных лет в исполнении Самарского концертного духового оркестра, работала полевая кухня, проходила акция "Георгиевская ленточка".
Особые эмоции горожан вызвали реконструкторы из военно-исторических клубов области в солдатской форме, которые обеспечили эффект "полного погружения".
- У меня сегодня слезы на глазах при мысли о том, что примерно так все и происходило 78 лет назад, - говорит жительница Самары Ольга Липатова. - Это чувство огромного счастья с примесью боли и горечи. Я никогда не думала, что и нашему поколению придется испытать что-то подобное. И сегодня, отмечая Великую Победу, я мечтаю, чтобы наши ребята, которые по примеру своих дедов и прадедов сейчас защищают рубежи Родины, скорее вернулись с победой новой. А мы их также с радостью встретим!
Кульминацией праздника стало прибытие поезда. Ровно в 11.10 к платформе подошел празднично украшенный паровоз "Лебедянка" с надписью "Родина-мать, встречай своих сыновей-победителей". Зрители тут же прозвали его "музеем на колесах". Все желающие смогли побывать на небольшой экскурсии внутри паровоза.
Это настоящий экземпляр 40-х годов, до сих пор работающий на своем оригинальном оборудовании, при помощи паровой тяги.
Он не использовался в годы Великой Отечественной, но по своей конструкции, как объяснил машинист ретропоезда Михаил Кузин, практически идентичен моделям серии "Эр", которые "вывезли" на себе всю войну.
Коллективу даже пришлось пройти специальный инструктаж, чтобы четко организовать работу - отрегулировать подачу угля и воды, правильно использовать систему заслонок. Одно неверное движение может привести к незапланированному торможению состава. Через каждые 50 километров пути поезд совершал техническую остановку, чтобы смазать и промыть механизмы.
Как рассказал Кузин, даже на этих коротких стоянках местные жители с радостью встречали паровоз и благодарили команду.
- Здорово, что у нас есть возможность таким образом прикоснуться к истории, напомнить людям о событиях, которые происходили почти 80 лет назад, - говорит Михаил. - Мы видим огромный интерес к нашему проекту. Мне кажется, сейчас для всех особенно важно это чувство преемственности поколений - мы побеждали раньше, победим сейчас и будем побеждать в будущем.
В составе также прибыли несколько платформ с военной техникой - зенитными установками, "виллисами" и полевой кухней. А замыкали его три пассажирских вагона "Бессмертного полка" с портретами героев на окнах.
Завершилась программа концертом на перроне. Творческие коллективы города исполнили самые известные произведения о Великой Отечественной войне, а гости праздника с удовольствием подпевали знакомым мелодиям.
Фото: Андрей Савельев