"Когда ты стал мной?"
Удивительно, но одному из главных "хитов" "Глобуса" - "Мальчикам" (12+) Артема Терехина - не помешал даже перенос на большую сцену. Спектакль по мотивам повести "Та сторона, где ветер" главного советского писателя-романтика Владислава Крапивина посвящен вечному вопросу "Куда уходит детство?" и как из тех, какими мы были когда-то, получились мы сегодняшние.
Терехин (не только режиссер, но и автор музыки и инсценировки) вводит в сюжет Крапивина нового персонажа - выросшего главного героя, Гену-взрослого (Владимир Дербенцев). Его советская штормовка как будто спорит с никак не маркированными исторически декорациями (детская площадка под искусственным газоном напоминает о той самой траве, что точно была зеленее). Как и финальная песня "С тучки на тучку", как ни крути, навсегда останется бардовской.
В остальном спектакль совсем не о том, что во времена Крапивина мальчики были благороднее и наивнее, а о том, что мы все такими когда-то были. А потом выросли. "Я вот думаю, когда это ты стал мной?" - спрашивает в финале взрослый Гена у Генки (Александр Липовской). Вряд ли за то лето, о котором рассказывает нам спектакль, за тот "август, месяц ветров". Но именно тогда все и началось.
"Мальчики" - спектакль сентиментальный и ностальгический, но все-таки в последнюю очередь по советскому. Герои (Максим Гуралевич, Денис Васьков, Роман Исаченко), подвернув вместе с Генкой штаны и обозначив этим возраст, запускают воздушных змеев, помогают слепому, ревнуют к новому другу и становятся свидетелями практически чуда: незрячий Владик (Станислав Курагин) возвращается после операции зрячим. Конец этому лету положит трагический эпизод - гибель одного из мальчиков.
Захватывающее зрителя ощущение чего-то знакомого и подзабытого создается не в последнюю очередь за счет живой музыки на сцене. А чтобы разбавить сантименты, режиссер выводит пятилетних героев-карапузов смешными дядьками в коротких штанишках. Антон (Алексей Архипов) и Юрик (Александр Петров) периодически выступают с логическим анализом детских считалок, сыплют при этом научными терминами и становятся поводом для остроумного диалога про театральную условность:
- Пятилетние дети так не рассуждают!
- Пятилетние дети так не выглядят.
Через Крапивина режиссер разговаривает со зрителем о пережитом личном. И публика подключается к этому эмоционально. Кому не жаль того себя, кто так верил, надеялся и ждал?
Научные ответы на риторические вопросы
Другой спектакль этих гастролей, "Перья и хвосты" (6+), адресован самым маленьким зрителям. Иван Орлов поставил его по мотивам сказочной повести Яна Экхольма "Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" (0+). История про лиса, который подружился с цыпленком, сделана остроумно и ярко, идет энергично и захватывает не только детей. Спектакль, кстати, в родном театре тоже играется на малой сцене, но это не было заметно.
А вот "Доклад о медузах" (12+) все-таки требует более интимного разговора, чем огромный "самартовский" зал. Героиня спектакля Ольги Обрезановой по роману американки Али Бенджамин переживает гибель подруги и развод родителей, пытаясь искать какое-то логическое объяснение происходящему. Ответ для Сьюзи (Екатерина Боброва) находится в науке, а именно в самых опасных видах медузы. Не идеально выглядевший на большой сцене спектакль все равно подкупил зрителей честным разговором о подростковых проблемах. В оформленном как научное исследование сюжете героиня, по сути, исследует свое одиночество, постепенно раскрывая перед нами историю непростой дружбы с ушедшей подругой, и разрывает этот цикл переживания только кульминация истории - попытка сбежать в одиночку в Австралию на встречу с исследователем медуз.
На гастролях в Самаре "Глобус" показал себя интересным современным театром, работающим в разной стилистике. Хотя немного жаль, что в программу не вошел ни один спектакль бывшего главного режиссера Алексея Крикливого.
Самарская труппа тоже побывала в Новосибирске - в середине июня на сцене "Глобуса" показали спектакли "Ревизор" (12+), "Маугли" (12+) и "Храбрый заяц" (6+).
- На другой сцене играть очень интересно и ответственно, - рассказывает актер и режиссер Павел Маркелов. - Возникает ощущение премьеры, даже если спектакль играется 15 лет, как "Ревизор". В театре "Глобус", как и во всем Новосибирске, много воздуха, он вдохновляет и создает какое-то почти космическое ощущение.