Капелла идет на рекорд: "Поехали!"
Запуск ракеты "Capella-МЛ", названной так в честь самой яркой звезды в созвездии Возничего, ее создатели приурочили к 60-летию полета в космос Юрия Гагарина. В преддверии большого праздника ее взлету не помешал даже шквалистый ветер, порывы которого достигали около 18 м/с. На аэродроме он ощущался особенно сильно. Организаторы сомневались, стоит ли рисковать: потоки воздуха такой силы могли изменить траекторию полета и сорвать все планы, ведь вес конструкции длиной 1,7 метра вместе с топливом - всего 11 кг. Однако решили: "Поехали!" И запуск, несмотря ни на что, состоялся. Зрители наблюдали за стартом на расстоянии 1 км.
С оглушительным ревом ракета взметнулась ввысь со скоростью 200 м/с, достигла высоты 1750 метров (не дотянув до расчетной всего 200 м) и успешно приземлилась на землю с помощью парашютной системы на расстоянии около 1,5 км от старта. Ее нашли в течение часа благодаря установленным датчикам и привезли обратно в университет для снятия телеметрических показаний.
По словам руководителя СКБ RocketLAV, студента пятого курса Института ракетно-космической техники Антона Полтораднева, подобные ракеты они еще не запускали в Самарской области. Проводили только пуски небольших ракет, в том числе вместе со школьниками. Еще менее мощные, летные образцы, созданные сотрудниками конструкторского бюро, запускали в последние годы на международном форуме C`Space во Франции. Так что нынешний запуск ребята считают историческим событием для жизни СКБ. К этому дню студенты при поддержке родного института и специалистов РКЦ "Прогресс" готовились полгода. Антон рассказал:
- Этот образец мы разработали полностью сами с минимальной опорой на предшествующие модели. Прошли весь конструкторский путь, начиная с техзадания и эскизного проекта, разработки корпуса и бортовой электроники, заканчивая сборкой модулей (в основном из стеклопластика и металла) и летными испытаниями. Мы усовершенствовали конструкцию и облегчили вес изделия до 10,2 кг, избавившись от лишней ступени. Например, запущенная в 2019 году наша ракета TSR 3 была двухступенчатой и весила около 14 кг. Еще предыдущие ракеты СКБ (TSR 1, TSR 2, TSR 3) имели значительный диаметр, из-за которого ухудшались баллистические показатели. В новой модели мы уменьшили диаметр со 160 до 140 мм.
Улучшенные показатели дали свои результаты - ракета смогла достичь рекордной для СКБ высоты, немного не дотянув до 2 км. В двухступенчатом варианте TSR 3.0 с похожим по мощности двигателем поднималась примерно на полтора километра.
Антон Полтораднев добавил:
- Для "Капеллы" разработали новую электронную начинку, предусмотрели систему резервного копирования информации - в защищенном блоке ракеты разместили дополнительную карту памяти, которая наподобие своеобразного "черного ящика" сохраняет всю телеметрическую информацию. Ракету оснастили новой системой спасения - с двухэтапным выбросом парашютов, которая минимизирует вероятность запутывания строп и потери ракеты.
В этом запуске при приземлении система спасения ракеты отработала штатно: "Капелла" мягко приземлилась на резервном парашюте. В этом ее особенность - при удачной посадке она может снова и снова взлетать, выполняя разные учебные и исследовательские задачи. А модульность ее конструкции позволяет менять модули для разных задач и не создавать каждый раз новую ракету.
Через обучение - к открытиям
Как отметил ректор Самарского университета Владимир Богатырев, все опасения, что ракету снесет сильным ветром, оказались напрасными. Он сказал:
- "Капелла" успешно прошла все испытания и вышла на заданную высоту. В нашей стране студенты других вузов запускают экспериментальные модели ракет, но они менее мощные и взлетают на меньшую высоту, поэтому разработка самарского студенческого КБ уникальна в своем роде. В дальнейшем ребята будут развивать этот проект. Новой задачей станет создание многоступенчатой ракеты, способной взлететь на высоту 10 км. На этой отметке можно проводить исследования в атмосфере. Основная цель таких проектов обучающая. Создавая ракеты, студенты учатся проводить расчеты по конструкции корпуса, прочности композитных материалов и точности электронных систем.
Генеральный директор РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов подчеркнул, что его предприятие заинтересовано в развитии профориентации и подготовки специалистов для ракетно-космической отрасли:
- Предприятие "Прогресс" и Самарский университет связывает долгое сотрудничество, многие успешные проекты были реализованы. Один из недавних примеров - это создание МКА "Аист-2Д", который уже около 5 лет работает на орбите и уже осуществил съёмку более 60 млн кв. км территории Земли. Деятельность СКБ RocketLAV - образцовый пример нашего взаимодействия с Самарским университетом. Мы поддерживаем талантливых молодых конструкторов RocketLAV, которые в перспективе придут к нам работать.
Первый замгендиректора РКЦ "Прогресс" Евгений Лукин отметил высокий инженерный уровень, который продемонстрировали студенты. Этот образец, по его мнению, интересен, ведь в нем в меньших масштабах моделируются все технологические процессы.
На аэродроме был развернут центр управления полетом, а также организована выставка, посвященная инженерным проектам и достижениям студенческих КБ Самарского университета, в том числе RocketLAV. Это объединение было создано на базе вузовского АСКБ "Аист", которое занималось конструированием и запуском моделей ракет с 2011 года. Май 2018 года - официальный старт работы RocketLAV. За три года они запустили около 50 моделей ракет разных модификаций. Сейчас в этом объединении - 45 студентов.
В копилке достижений студентов-ракетчиков - победы на международном форуме-соревновании студенческих команд по запуску экспериментальных ракет C`Space во Франции. За свои проекты и успешный запуск лётных образцов собственной разработки они удостоились первой премии Национального космического агентства Франции (CNES).
В этом году самарские изобретатели снова собираются в Париж, куда повезут уже другую ракету - "Capella-М". Это модификация запущенного образца на аэродроме "Бобровка". Работа над новинкой еще продолжается. Как объяснили инженеры, многие элементы и конструктивные решения "Capella-МЛ" и ее "французской сестры" схожи, но в разных модификациях используются разные двигатели. Если на первой "Капелле" стоит отечественный РДК-3000, вторая будет летать на канадском Pro75, которые предоставят организаторы соревнований во Франции. Из-за разных двигателей расположение внутренних отсеков у модификаций отличается. Как считают разработчики, c точки зрения баллистических характеристик "Capella-М" получится более оптимальной и должна взлететь на высоту 2,3 км, а, значит, имеет все шансы покорить небо над Сеной.