В ходе презентации таможенного пункта директор ОЭЗ Сергей Андреев сообщил, что строительство стартовало в 2019 году и завершилось в 2022-м. В течение этого года были решены организационные моменты. Три недели назад проект запустили в работу. На его реализацию из федерального бюджета выделены 540 млн рублей.
- Сейчас общая площадь ОЭЗ составляет более 600 гектаров, здесь 35 компаний-резидентов с общим объемом инвестиций более 43 миллиардов рублей, - отметил Сергей Андреев. - 16 производств уже запущено. Продукция разнообразная: продукты питания, фармацевтика и так далее. В сентябре запустился тольяттинский комбинат пищевых продуктов, который при выходе на полную мощность будет занимать около 8% российского рынка подсолнечного масла. Тем самым мы выполняем одну из задач ОЭЗ - диверсификацию экономики Тольятти. Подчеркну, более половины действующих здесь предприятий не связаны с автопромом, а их доходы составляют более 70% общей выручки всех резидентов. Открытие таможенного пункта облегчит деятельность резидентов и будет способствовать развитию.Сергей Андреев рассказал, что до введения в эксплуатацию таможенного пункта резиденты несли дополнительные затраты. Нужно было на своей площадке построить небольшой КПП, где сидел бы сотрудник таможни, а также оборудовать специальное место для выгрузки товара для досмотра. Оценили новые преимущества и резиденты.
- К нам ничего нельзя просто так завезти и вывезти, не оформив. Наличие на территории ОЭЗ таможенного пункта - огромный плюс. В период, когда на рынке много фальсификата, у нас всегда есть таможенное уведомление о ввозе материалов на завод и вывозе готовой продукции с предприятия. Еще плюсы: при закупке оборудования мы не платим 20% НДС и импортную пошлину при таможенном оформлении, - рассказал директор Самарского завода медицинских изделий Александр Земсков.Первый заместитель начальника Самарской таможни Вячеслав Капустин поздравил руководство ОЭЗ и резидентов с очередной вехой в развитии. Он напомнил, что в 2010 году, когда Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании в Тольятти ОЭЗ, здесь было голое поле:
- Мало кто верил, что здесь будет что-то глобальное. Сейчас мы видим, что за 12 лет здесь создан производственно-промышленный кластер. Этот экономический проект одновременно является и социальным, давшим городу много рабочих мест. В сентябре ОЭЗ была замкнута в единую зону таможенного контроля. Восемь предприятий используют процедуру свободной таможенной зоны. Это дает преимущества: резиденты освобождены от уплаты определенных категорий таможенных платежей, что позволяет им сосредоточиться на финансировании развития производства.Таможенная инфраструктура ОЭЗ включает здание, в котором находятся руководство пункта и операционный зал, где оформляют уведомления на въезд и выезд и многоразовые пропуска; автомобильный контрольно-пропускной пункт; КПП для ввоза и вывоза стройматериалов и строительной техники; два КПП для физических лиц; бокс досмотра с площадками для обслуживания; досмотровая площадка для автотранспорта, где взвешивают и разгружают машины. Имеется и железнодорожный КПП. Кроме этого, построены объекты и сети коммунальных ресурсов, а также системы безопасности, связи, радиационного и весового контроля, наружное освещение. Комплекс включает в себя открытую стоянку на 100 машин с ограждением.
Начальник тольяттинского таможенного поста Андрей Жуков сообщил, что за соблюдением законодательства на этом периметре следит отдел таможенного оформления и таможенного контроля №4, в штате которого 12 человек.
- Отдел, который работал поначалу с пятью резидентами, зародился в 2016 году. Сейчас, с увеличением числа резидентов, объем нагрузки на инспекторский состав вырос в несколько раз. Через технический КПП, где завозят стройматериалы и спецтехнику, ежедневно проходят 400-450 машин в день. Чтобы исключить простои, мы провели ряд совещаний, где обсудили логистику с резидентами, с их партнерами и изменили график работы. Сейчас мы вышли на штатный режим. В рамках соглашения между федеральной таможенной службой и ОЭЗ каждому инспектору предоставлена новейшая компьютерная техника, позволяющая обеспечивать оперативное обслуживание без очередей, - рассказал Андрей Жуков.Сергей Андреев уверен, что таможенный пункт наряду с другими выгодными для развития предприятий условиями позволит увеличить привлекательность ОЭЗ для новых резидентов.
- ОЭЗ - это федеральный проект, в рамках которого обеспечен особый налоговый режим на определенной территории, - отметил директор. - При стандартной ставке налога в России на прибыль 20% здесь резидент с момента получения первых доходов и в течение пяти лет платит всего 2%, следующую пятилетку уплачивает 7%, а далее до 2059 года 15,5%. По транспортному и имущественному налогу предусмотрены нулевая ставка на протяжении десяти лет и освобождение от налога на землю на пять лет.В ОЭЗ снижены тарифы на воду и электричество, резидентам предоставляют возможность в период строительства и запуска предприятия платить за аренду земли 17 тысяч рублей за гектар, а затем выкупить этот участок за 50-70 тысяч рублей за гектар.
Важным Сергей Андреев назвал и логистическое преимущество. Тольяттинская ОЭЗ одна из немногих, кто имеет железнодорожное сообщение. Она находится в километре от АвтоВАЗа и технопарка "Жигулевская долина", а также в нескольких километрах от федеральной трассы М5. Плюсов добавят и Климовский мост после введения его в эксплуатацию и прямой выход на трассу в обход Тольятти.
- Ключевую роль в развитии ОЭЗ Тольятти в последние годы играют региональное правительство и лично губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, - заявил Сергей Андреев. - Серьезные инвестиции вложены, измеряемые миллиардами рублей, для создания здесь конкурентных, по сравнению с другими ОЭЗ, условий. С открытием таможенного пункта добавилось еще одно преимущество.Ранее мы писали, что инвестиции в ОЭЗ в этом году превысили 43 млрд рублей