В нынешнем году исполняется двадцать лет с того момента, когда в Самаре была впервые показаны исторические костюмные куклы заслуженного работника культуры РФ Ольги Бакановой. Все эти годы главным для автора этого проекта остается эстетика костюма и его исторические изменения.
Для более многогранного представления моды в определённые эпохи, в мастерской Ольги Бакановой создаются не одиночные куклы, а коллекции из 8 - 12 персонажей. На их подготовку уходит около двух лет.
Премьерная коллекция "Город и горожане", тринадцатая по счёту, посвящена Самаре рубежа XIX и ХХ веков. В этот период город бурно развивался и представлял собой сплав людей разных сословий, служилых и светских, городских и приезжих.
Калейдоскоп самарских типажей Ольга Баканова передала в образах новой коллекции. В ней можно увидеть купеческую чету, позирующую фотографу, детей у рождественской ёлки, городового, горчишника, знатную даму в прогулочном платье, нарядную мещанку, торговца рыбой и буфетчика. Дополняют коллекцию самарские фотографии и подлинные дореволюционные предметы из частных собраний. Это, например, детали формы городового, должностные знаки и женские аксессуары.
В каминном зале музея представлена коллекция "Арт Деко: стиль и вариации". В этих образах Ольга Баканова обращается к стилю 20-30-х годов прошлого века. Одно из определений этого времени - "карнавал на рубеже эпох" - отражено в каждой героине коллекции.
Женские образы отсылают нас как к реальным модницам, так и к более экзотичным мотивам из египетского, японского и африканского искусства. Подобные героини в коллекции не случайны, так как именно в этот период зародился культ скорости, случился настоящий бум на путешествия и были сделаны крупнейшие археологические открытия. Всё это вместе сильно повлияло на стиль жизни, дизайн и моду 20-х и 30-х годов.
Заключительный зал выставки приурочен к 350-летию Петра I и наглядно демонстрирует его реформы в сфере костюма. Здесь соседствуют куклы сразу из двух коллекций - "Костюм русской знати допетровской эпохи" и "Барокко". Эти, внешне столь разные герои и героини, на самом деле – современники, одетые в русские и европейские костюмы XVII века. А уже в первой четверти XVIII столетия Петр I издал 18 указов, которые регламентировали правила ношения костюма европейского образца, типы тканей, отделку форменного и праздничного платья. Самобытные русские кафтаны, шубы, горлатные шапки, сарафаны, епанечки и кокошники уступили место элегантным жюстокорам и корсетным платьям.
В этот же день, 5 июля, в Доме Клодта откроется выставка "Премьера. Рисунки и керамика мастерских Детской картинной галереи" (0+). Эти работы, а также коллажи и макеты, которые будут представлены здесь, сделаны юными художниками в возрасте от 5 до 17 лет. В их работах можно увидеть, как они учатся работать с цветом, формой, пространством, материалами, как решают те или иные художественные задачи и постепенно осваивают мастерство.
Обе выставки будут открыты до 16 октября нынешнего года.
Фото: Детская картинная галерея