sovainfo.ru

В Самарском театре кукол персонажи сошли со сцены, а зрители стали кукловодами

В понедельник, 21 марта, весь мир празднует Международный день театра кукол. Самарский театр кукол сработал на опережение и отметил профессиональный праздник в минувшие выходные. В фойе театра открылась выставка декораций и кукол к спектаклям "Басни Крылова, музыка Глинки…" и "Спящая красавица", а перед спектаклями заслуженные артисты России, мастера сцены Ирина Пашкевич и Анатолий Жерноклёв провели мастер-классы по кукловождению. Маленькие зрители познакомились с секретами профессии актёра-кукольника, и сами попробовали себя в роли кукловодов. 

В Самарском театре кукол персонажи сошли со сцены, а зрители стали кукловодами Фото: Самарский театр кукол

Они – не настоящие, но живые

На мастер-классе в руках у Ирины Пашкевич ожили тростевые куколки, а ребята пытались их оживить. У многих получилось заставить куклу двигать головой и руками, ходить и даже прясть. По словам актрисы, тростевые куклы - самыми эффектные, так как создаётся иллюзия, что они сами двигаются и разговаривают.

- Благодаря тростевой кукле можно полностью передать физиологию человека. Я держу куклу, у меня рычаги – глаза, рот. Я должна ровно поднять трость и так поднять пластины, чтобы даже взрослые поверили, что это живые руки. Я должна закрыть глаза этими руками, взяться за голову. По владению тростевой куклой можно определить мастерство актёра. С планшетной куклой – проще, но и здесь нужно передать все движения, все повороты головы, ритмичность – так, чтобы ребята смотрели на куклу, а не на тебя, и поверили, что кукла живая.

Как-то после спектакля "Белый, рыжий, черный" у маленькой девочки спросили, кто ей больше всех понравился. Она ответила: "Котенок" (его играла Ирина Пашкевич). Почему? Девочка ответила: "Он не настоящий, но живой!". Актрисе запомнились эти слова.


фото: Татьяна Петунина

Один из любимых спектаклей Ирины – "Басни Крылова, музыка Глинки...", который поставила в Самаре внучка основателя московского театра кукол Сергея Образцова Екатерина. Зрители вовлекаются в действие озорной мартышкой, которая веселит весь зал, ее играет Ирина. У нее всего две сцены: в баснях "Квартет" и "Мартышка и очки".


фото: Татьяна Петунина

В басне "Мартышка и очки" у Ирины нет ни одного слова, но она держит зал за счёт живой игры.

- Быть актёром театра кукол – это непередаваемая магия. Когда берешь в руки и сразу понимаешь, что это живое существо, которое также плачет, страдает, смеется, падает, шишки набивает и дальше идет. Сердце куклы – это рука актера. Когда касаешься кукол, рука сразу преображается. Каждый палец становится автономным.

В театре много разных кукол – марионетки, петрушки, тростевые, планшетные. Про каждую можно долго рассказывать и давать ребёнку пробовать её оживлять.

Ирина Пашкевич убеждена, что куклы помогают расти душе человека. Чтобы это произошло, трудятся многие люди. Режиссер делится своей задумкой с художником и композитором. Художник придумывает кукол, а самих кукол создают бутафоры. Механизаторы придумывают механику, при помощи которой кукла может моргать глазами, говорить, поворачивать голову. Портные одевают ее в наряды. После этого она оказывается в руках артиста-кукловода, который создает волшебную атмосферу на сцене.

Он должен знать, как устроена кукла, чтобы быстро устранить неполадки, которые иногда случаются во время спектакля.

Опытные мастера говорят, что кукловождение не всем актёрам дается легко. Кто-то на лету понимает, как кукла должна действовать, а кто-то долго к ней присматривается. Актер находится на сцене, он бегает, прыгает, говорит. Для актера-кукольника важно, чтобы зритель в зале смотрел спектакль и забывал, что на сцене куклы. Для этого нужно найти точный ракурс и передать ее состояние.

фото: Татьяна Петунина

За 40 лет работы в Самарском театре кукол Ирина Пашкевич сыграла около 60 ролей.

Воспитанница театральной студии легендарного режиссера Куйбышевского театра кукол Романа Ренца, который возглавлял театр 17 лет, с 1971 по 1988 год, Ирина признается, что в профессии многие заветы взяла от своего учителя.

- Я ведь тогда совершенно не представляла, что это за профессия. В детстве ни разу не была в театре кукол. В студии при театре Роман Борисович учил нас искусству кукловождения и сценическому мастерству. Мы отрабатывали речь, движения, танцевали. Приходили в цеха и сами изготавливали кукол.  Мы ведь показываем людей через животных. Например, могу сказать, что несколько сыгранных мной лис - все разные. Одна бесшабашная, другая кровожадная, третья ветреная.

Ирина Пашкевич уверена, что в кукольном театре самый требовательный зритель, ведь чтобы удержать внимание ребенка и вовлечь его в сказку, нужно недюжинное мастерство.

- Ребенок – это зритель, которого невозможно обмануть. Если ему не интересно, он начнет вертеться, разговаривать, бегать по залу. Он должен видеть только сказку, действие и волшебство. Никто не подозревает, что работа кукольника – это тяжелые физические нагрузки, ведь спектакль длится 45 минут без остановки, и все время актер находится в напряжении, а с тростевыми куклами приходится стоять долго с поднятыми руками.

Сегодня Ирина делится мастерством кукловождения не только на мастер-классах, но и на занятиях в Детской школе искусств им. И.О.Дунаевского.

фото: Татьяна Петунина

Сегодня Папа Карло, завтра - Волк

Анатолий Жерноклёв – из числа первых выпускников театральной студии Романа Ренца. В Самарском театре кукол он работает уже 46 лет. Как и многие, пришел сюда больше из любопытства, вроде бы случайно и остался на долгие годы.

Говорит, что это удивительная профессия – постоянно проживать жизни разных сказочных персонажей. Он и Папа Карло в "Буратино", и Иван Крылов в "Баснях Крылова", и Сказочник в "Принце-свинопасе", и Купец – в "Аленьком цветочке", и Волк – в сказке "Три поросёнка", и Старик в "Сказке о рыбаке и рыбке", и Сказочник – в "Принцессе на горошине".

Удивительно, но дети часто не боятся злых персонажей. Потому что злая кукла всегда глупая, и добро обязательно победит.

- Когда ты возьмешь в руки куклу, у нее забьется сердце! Ты ведь пропускаешь ее через себя, ты вдыхаешь в нее жизнь. И кукла начинает думать, принимать решения, жить на сцене, любить, страдать. В первую очередь кукла действует, а не актер. Актер – рупор. Роман Борисович Ренц учил нас оживлять неживую материю. То есть учил не просто кукловождению, а растворению в образе. Обращал внимание на нюансы в работе с тростевой куклой, с перчаточной куклой, планшетной, теневой или марионеткой. Театр кукол – это большой фокус, секрет которого раскрывать нельзя, но владеть им нужно виртуозно.


фото: Татьяна Петунина

В этом году в Самарском театре кукол 90-ый сезон. Свой юбилей театр отметит в сентябре 2022 года. Наш театр всего на год младше московского. Государственный Академический Центральный театр кукол им. Сергея Образцова открыли в 1931 году. При нем создали Музей театральных кукол, коллекция которого является одной из лучших в мире.

За годы работы в Самарском театре кукол выпустили около 400 постановок, сыграли более 70 тысяч спектаклей, которые посмотрели примерно 4,5 млн зрителей.

Сегодня в репертуаре театра 50 спектаклей, в том числе два спектакля для взрослых "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска" (16+) и "Ночь перед Рождеством" (16+). Сказочное волшебство кукольного мира создают 18 актёров. Уже год кукольные спектакли показывают в новом здании по адресу Самарская, 95. 


фото: Татьяна Петунина


поделиться:

Новости