sovainfo.ru

В самарском Музее модерна показали методы работы музеев с экспонатами

Выставка "По ту сторону музея" (12+) знакомит с той частью работы культурных институций, которая обычно остается незамеченной. Проект подготовили сотрудники трех музеев: литературного (кураторы Елена Вяльцева и Кирилл Гуров), Музея модерна и областного историко-краеведческого музея имени Алабина (куратор Анастасия Чекмасова). Из фондов последнего взяты все экспонаты.


Концепция выставки продолжает идею, которую представили в этом году во время проведения акции "Ночь музеев". Команда Самарского литературного музея придумала легенду: в подвале здания якобы нашлись некие артефакты прошлого. Что это и как использовать, сотрудники не знают, так что пришлось устроить исследовательскую лабораторию.

  - Очень просто говорить о серьезных вещах серьезным языком, но истинное же мастерство состоит в том, чтобы говорить о серьезном простыми словами, - говорит куратор выставки Елена Вяльцева. - Прежде чем начать знакомство с залами, я рекомендую изучить методологию исследований.

  Кураторы разделили подготовку к выставке на три этапа. Сначала уделили внимание внешней атрибуции: как предмет выглядит и пахнет, сколько весит, какие первичные чувства вызывает. Затем выдвигались гипотезы, чем исследуемый объект мог бы быть. И на завершающей стадии проверяли предположения с помощью экспериментов.

  Саму экспозицию "По ту сторону музея" можно поделить на две части. Первая состоит из трех залов и демонстрирует результаты экспериментов, которые проводили кураторы. В каждом зале разместили экспонаты с их внешним описанием и прописали ход эксперимента. Кроме того, у каждого предмета есть свой номер и дело - папка "для серьезных людей", где дается объяснение, чем исследуемый объект является на самом деле.

  Методология распространялась даже на самые очевидные экспонаты, такие как угольный утюг или вилы. Например, чучело угря описывается как гладкий предмет продолговатой формы из материалов животного происхождения весом во множество котят (вес всех экспонатов измерялся в котятах). Гипотетически, по мнению организаторов, он мог бы быть приспособлением для сушки чулочно-носочных изделий, датчиком сейсмической активности или приспособлением для снижения уровня тревожности. В некоторых случаях кураторские эксперименты действительно необходимы для знакомства с предметом. К примеру, макет пещеры братьев Греве узнают не все, а выдвинутые гипотезы не кажутся слишком абсурдными или смешными, как с простыми экспонатами.

  - Особое внимание заслуживает стильное оформление этой части выставки, - отметила искусствовед, заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова. - Все карточки и инфографика нарисованы и сверстаны Алисой Свеженцевой. Она пришла к нам на практику недавно, и это ее первая работа в музее.

  Вторая часть выставки рассказывает о настоящем жизненном цикле экспоната в музее. Любой предмет подлежит первичному изучению и постановке на учет. Затем его определяют в фондохранилище, чтобы обеспечить физическую сохранность. Если он поврежден, то не обойтись без работы реставраторов. Последний этап работы - подготовка к экспонированию.

  На выставках посетители обычно видят лишь малую долю того, что хранят музеи. Основная часть экспонатов надежно спрятана в фондах. Чтобы лучше познакомить зрителей с тонкостями музейной работы, кураторы проекта подготовили видеоинтервью с хранителями и реставраторами музеев Самарской области, а также их коллегами из Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея и Тотемского музейного объединения.

Ознакомиться с экспозицией можно до 4 сентября.


поделиться: