"Плохой сон, пошел вон!"
Самые разные аспекты этой темы исследуются на выставке, где представлены экспонаты фондов краеведческого музея имени П.В. Алабина, Самарского художественного музея и частных коллекций.
- Все началось с того, что мы решили показать дамское нижнее белье начала двадцатого века. Но потом захотелось сделать что-то более масштабное, - рассказывает заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова. - Когда мы начали изучать тему сна, то поняли, что она безгранична и может рассматриваться с самых разных точек зрения. Благодаря этому и создалась экспозиция.
Посетители могут узнать о ритуалах отхода ко сну, принятых век с лишним назад, о сделанных Зигмундом Фрейдом исследованиях сновидений, об их толкованиях в сонниках и интерпретациях в сказках. Погружаться в эти научные, психологические и мистические миры помогают инсталляции современных художников.
Так, некоторые вещи иллюстрируют предзнаменования сновидений. Поднимать гирю, согласно их толкованиям, - испытывать досаду. Видеть рыбу - к беременности, чай - к случайности, тараканов - к деньгам, афиши - к ложным известиям. А если во сне читаешь Библию - значит, совесть спокойна. Чтобы неприятный сон не стал вещим, приводился совет: "После пробуждения сразу взглянуть в окно или постучать по дереву и сказать: Плохой сон, пошел вон!" - или: "Куда ночь, туда и сон". До обеда нельзя рассказывать о том, что приснилось".
В "час волка"
Феномен сна рассматривается на примере литературных произведений - древнего эпоса о Гильгамеше и нашей "Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке". Вообще сон как испытание или препятствие лежит в основе многих русских народных сказок. Сам волшебный лес, где происходит действие, нередко вызывает дремоту у героя.
Мистическим духом были наполнены многие периодические издания и книги начала прошлого века. Некоторые из них можно увидеть на выставке. Например, подшивку журнала "Спиритуалистъ" и книги о гипнозе и сомнамбулизме. На выставке приводится одно из упражнений в духе эпохи модерна - что сделать "для того, чтобы научиться видеть потусторонний мир".
Можно здесь узнать немало любопытного и о научных исследованиях, связанных со сном. И не только о трудах Фрейда. Настоящий прорыв в сомналогии еще в 1880-1890 годы совершила российский врач Мария Манасеина, которая подробно описала физиологические изменения в организме, лишенном сна в течение долгого времени.
Описывается на выставке и феномен бессонницы. Состояние полубодрствования весьма занимало людей в начале прошлого века. В научной и художественной литературе нередко упоминался "час волка", сопровождаемый кошмарами и безумием. Вот одна из записей в медицинской карте того времени: "Утром принял кофеин, никотин и алкоголь в шокирующих дозах, чтобы найти в себе силы выйти из дому". Состояние бессонницы сопровождалось тоской и меланхолией. И в то же время оно служило Музой для поэтов, художников и ученых Серебряного века.
С появлением диагноза "неврастения" в 90-е годы девятнадцатого столетия в Европе резко возросло потребление брома, который считался сильным успокоительным средством. На смену ему в начале двадцатого века пришли лекарственные растения. На выставке представлены гербарии некоторых из них. Например, мака снотворного, ромашки, хмеля.
В одной из комнат воссоздан интерьер дамской спальни - подобной той, которая была в доме Курлиной. Кровать, ломберный столик, утюг, нижнее белье. Одежда хранилась в сундуке или платяном шкафу. Тут же умывальник, представляющий собой комод с мраморной столешницей. Женский набор туалетных принадлежностей: шкатулка, пудреница, духи. Важным ритуалом отхода ко сну считалась молитва. Поэтому в углу спальной комнаты зачастую располагалась икона. Пример более роскошного интерьера европейской спальной комнаты можно увидеть на литографиях с акварелей французского декоратора Жоржа Ренона.
А в другой комнате, оформленной художниками из группы "Муха", посетители погружаются в мистический полумрак. По этому пространству бродят тени, звучит таинственная музыка. Желающие могут поваляться на мягких матрасах, разложенных на полу…
Выставка "Сон" открыта до конца нынешнего года.