Цвет времени
Символическое значение и роль красного цвета в искусстве менялись на протяжении нескольких эпох. В одних случаях он был ярким акцентом, в других - выступал доминирующим фоном. Красный трансформировался и подстраивался под запросы общества, отражал настроение и дух времени.
В ретроспективном проекте самарской Третьяковки собрано более 70 работ, в каждой из которых присутствует оттенок красного. В залах бывшей Фабрики-кухни зритель встретит иконы XV-XVIII веков, произведения современных художников, но главный акцент сделан на авангарде и искусстве ХХ века в целом.
Выставка состоит из трех основных разделов, а замыкает "круг цвета" отдельно расположенный эпилог - инсталляция "Вопрос" 2020 года.
Цвет чувств
Первое, что увидит зритель, это архаичный и образный триптих "Богоматерь (с орнаментом)" Натальи Гончаровой. Работа 1911 года связана с иконой Богородицы "Неувядаемый цвет" XVIII века. Красный - один из самых часто встречающихся цветов в древнерусском искусстве иконописи. Он же является ведущим в авангарде. Этой аналогией кураторы открывают зал "Энергия материи".
В разделе представлены произведения участников первой выставки "Бубновый валет" 1910 года. С этих художников и их шокирующей акции берет свое начало русский авангард. Выступая против традиционного реализма и идей символизма, они пропагандировали грубую, предметную и формалистическую чувственность, где доминируют фактура, толстые мазки и, конечно, яркие цвета.
Красный на раннем этапе развития авангарда выступал средством эмоционального воздействия. На картине "Красная мебель" Роберта Фалька он угнетает, усиливает энергию напряжения, отражает глубокие душевные переживания художника. У Василия Кандинского этот цвет имеет множество оттенков и смыслов. В его работе "Москва. Красная площадь" красный пронизывает пейзаж, словно пламя. Он знойный, динамичный и волнующий, отражает пульсацию городской жизни и предвещает грядущие революционные события.
Цвет нового мира
Второй раздел начинается самой известной отечественной картиной с доминирующим красным. Именно она является центром экспозиции, центром "круга цвета". Зал открывается шедевром "Купание красного коня". В своей главной работе Кузьма Петров-Водкин сочетает языческие образы и традиции древнерусского иконописного искусства, символизм и экспрессионизм. Энергия и неукротимая животная мощь контрастируют с человеческой беспомощностью. На фоне водной глади холодно-голубых тонов красный кажется еще более насыщенным. Он затмевает собой все остальное и рвется наружу.
В этом же пространстве представлена икона "Огненное восхождение пророка Илии" второй половины XVI века. Она притягивает пламенно-алым овалом, напоминающим солнце и заполоняющим практически все пространство иконы. С этого яркого элемента начинается размышление о геометрии и вопросах трансцендентности в искусстве.
В остальной части зала "Сложные предчувствия" собраны работы рубежа 1910-1920-х годов. Это искусство, созданное накануне и после революции.
В начале ХХ века со структурой форм активнее всего работали супрематисты и конструктивисты. Первые экспериментировали с фигуративными образами нового человека. На выставке представлено несколько работ этого направления, например "Девушка с гребнем в волосах" Казимира Малевича, "Три фигуры" Константина Рождественского и "Фигура у цветной колонны" Анны Лепорской. Вторые строили свои высказывания на беспредметности и функциональном использовании форм, на построении самого мира - "Клином красным бей белых" Эля Лисицкого, "Гермес" Александры Экстер и "Кузница в деревне" Ивана Клюна. В обоих случаях красный становился цветом революционного идеала и устремления в мир коллективной утопии, цветом прорыва и неиссякаемой энергии.
Цвет свободы
"Символическое поле" - название третьего раздела, где представлены авторы второй волны русского авангарда, начало которой пришлось на середину 1950-х. Этот период советской истории характеризуется стремлением к преодолению всякого рода границ, поиском альтернативных решений и ответов.
Для художников 50-60-х главной целью была независимость, их творческие идеи были пропитаны духом свободы. Следуя по стопам авангардистов первой волны, авторы использовали цвет как символ чувственности. В лаконичной "Красной двери" Михаила Рогинского сплелись красота и опасность, строгий запрет и непреодолимое человеческое любопытство. Своей таинственной недоступностью она одновременно завораживает и сердит. Биоморфная, почти космическая абстракция Николая Вечтомова пронзает своим контрастным черно-красным напряжением, отражает в равной степени трагизм эпохи и ее динамику.
В 1970-1980-х развивается более концептуальный подход к осмыслению и изображению действительности. Авторы начинают выступать в роли наблюдателей. "Портрет отца" Виталия Комара и Александра Меламида напоминает классический профиль вождей на кроваво-красном фоне советских плакатов, но имитация мозаики привносит в картину диссонанс, и эта пародия выдает иронию. Другая представленная работа тандема - "Идеальный лозунг". Саркастичное двухметровое полотно с прямоугольниками вместо букв и восклицательным знаком в конце. От прежних пафосных речей коммунистов на красных транспарантах осталась лишь пустая бессодержательная структура. Каждый желающий может мысленно заполнить пропуски тем, что считает актуальным сегодня.
В конце зала разместилась "Джоконда" Эрика Булатова 2011 года. Здесь красно-белые фигуры заполонили практически все пространство картины, они вторгаются в поле зрения, заслоняют собой шедевр Леонарда да Винчи. Агрессивный цвет не только создает визуальный шум и "мешает" наслаждаться искусством, но и является связующим звеном между Булатовым и реальным посетителем выставки. Ведь пронзительный взгляд и загадочная улыбка Моны Лизы остаются непоколебимыми при любых обстоятельствах. Настоящее искусство свободно от любых границ и предрассудков.
Цвет равновесия
Завершает экспозицию инсталляция современной художницы Аллы Урбан. Эта работа - часть большого персонального проекта "Из железа в каплю света", где прослеживаются традиции авангардного искусства. Ее "Вопрос" - это многоуровневая структура, основанная на геометрических фигурах.
Твердые и холодные металлические стержни обернуты мягкими, теплыми нитями красного цвета. Органическое уравновешивает техническое. Сплетясь воедино, эти, казалось бы, полярные материалы дополняют друг друга и создают оригинальную композицию, визуальную и музыкальную. Спицы соприкасаются и звенят, как сами по себе, так и благодаря прикосновениям зрителей. По словам художницы, этот звук напоминает перезвон далеких колоколов, придает уверенности и сил.
Выставка "В круге цвета. Красный" продлится до 30 марта.
Подробнее смотрите в сюжете телеканала "Губерния" (12+).