sovainfo.ru

На сцене театра "Город" прошли гастроли труппы Les Partisans из Ижевска

Самарские зрители увидели три спектакля по произведениям современных авторов.

На сцене театра "Город" прошли гастроли труппы Les Partisans из Ижевска Фото: предоставлено Центром современной драматургии и режиссуры

Les Partisans - театр независимый, и показы в Самаре организовали на площадке такого же независимого театра "Город". При этом приезд гостей стал возможен благодаря программе Министерства культуры РФ "Большие гастроли" (она открыта и для частных театров).

В ижевской труппе играют только непрофессиональные актеры. Режиссер и основатель театра Павел Зорин обходится в своих спектаклях минималистичными выразительными средствами - пластика, свет, медиапроекция, самая простая сценография. При этом работает чаще всего с современной драматургией или поэзией.

Открывал программу гастролей спектакль "Заходит андроид в бар" (16+) по фантастической пьесе Данилы Чекрыгина. Эллен (Инге Зорина), героиня не такого уж далекого будущего, сочиненного драматургом, покоряет Марс и заводит себе мужчину-андроида. Постепенно становится понятно, что она, скорее всего, вышла из того же 3D-принтера, что и Рори (Денис Назаров), и Эндрю (Тимофей Смагин) - новый робот, который приходит на смену устаревшей модели. Умеют ли роботы любить? Еще как, не хуже людей. И любовный треугольник в спектакле получается вполне себе достоверным - с постаревшим мужчиной-1 и новым дерзким мужчиной-2. Треугольник разрушит только уничтожение одного из участников, и совсем не того, от кого мы этого ждем.

Павел Зорин - большой любитель фантастических миров, и не случайно выбрал пьесу Чекрыгина. Фантастики на конкурсы драматургии приходит не так уж мало, но немногим авторам удается не только придумать свою вселенную, но и поместить в нее интересно разработанную историю.
Материалом для другого, самого свежего спектакля Les Partisans "Сердце ромеев" (16+) стали стихи Федора Сваровского. Их герои тоже оказываются в будущем, причем в совсем небезобидном. Это мир после какой-то катастрофы, возможно, очередной мировой войны. Опасный постапокалиптический мир когда-то безопасных улиц, мир оружия, предательства, старых ран и вояк-ветеранов, тоскующих по былым сражениям. Мир, в котором одна учительница, издеваясь над учеником, может запустить цепь событий, в конце которой в живых на Земле останутся только роботы. Стихи Сваровского - научно-фантастическая поэзия с человеческим измерением, не самый простой материал для "бедного" театра и для актеров-любителей. Труппа достойно справляется с задачей, но все же заметно, что спектакль еще совсем свежий, не "наигранный".

Особенно на фоне другой вещи, оставленной на этих гастролях "на десерт". Это самый известный спектакль ижевской труппы - "Деликатес. Удмуртская история преступлений" (18+), участник программы "Маска Плюс" 2019 года. Здесь уже мир на сцене оказывается на противоположном от фантастического полюсе. Пьеса написана ижевским драматургом Михаилом Соловьевым (он, как и закадровый герой спектакля, работает следователем) по следам реальных историй. Острохарактерные персонажи, ярко сыгранные актерами Les Partisans - кривоватые, странноватые недотепы, убившие своих родственников, возлюбленных или соперников ни за что ни про что, кажется, просто от нечего делать. Несмотря на страшную тему, в тексте много комического, и взгляд следователя/автора на своих героев исполнен не столько осуждения, сколько изумления и сочувствия. Так жить нельзя, но для этих людей это тоже жизнь, со своими удачами и разочарованиями, страстями и мечтами.

Это очень драйвовый спектакль с монологами-допросами, рэп-баттлами и с сочным, точно зафиксированным драматургом и мастерски "присвоенным" актерами народным языком. Над всем этим странным вывернутым миром - фигура слушателя, следователя и демиурга, который к финалу спектакля из голограммы превращается в говорящую голову реального человека. Он устал от этих людей и возмущен, но его досье проецируется на занавес так же, как и биографии других преступников. С юмором представленный мир социального дна вырастает к финалу до экзистенциальных высот. Главный герой не такой уж другой, а такая же часть этого безумного мира, в котором "жители Свердловской области предпочитали в этот день деревянные изделия", а жители других регионов выбирали для своих преступлений иные материалы.

 Протестно и одновременно саркастически звучит финальный саундтрек с рефреном "в моем мире только свет".

Есть ли где-то этот мир, в котором только свет?..


поделиться: