sovainfo.ru

В Самаре стартовал первый международный фестиваль "Наследие. Опера. Балет"

В день его открытия представили "Балеты Императорского двора" (12+) - "Роман бутона розы" (12+) и "Времена года" (12+).

В Самаре стартовал первый международный фестиваль "Наследие. Опера. Балет" Фото: Андрей Савельев

Любовь цветов и бабочек
"Наследие" продолжает традиции легендарного фестиваля имени Аллы Шелест и оперных фестивалей Светланы Хумарьян. Программа 2025 года посвящена балету. Концепцию, объединяющую два вида искусства, придумал худрук и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов.

Открытие фестиваля, посвященного в этом году памяти Хумарьян, началось с документальных кадров с этой важной для самарской культуры фигурой. Затем труппа танцевала премьеру балета "Роман бутона розы" на музыку Риккардо Дриго. Постановка и новая хореографическая редакция - Натальи Воскресенской.

Последний балет Мариуса Петипа репетировали в 1904 году, но он так и не вышел при жизни мастера. Только в 1919-м в бенефис композитора Дриго спектакль с его музыкой поставил Александр Чекрыгин.

Хореография Петипа до наших дней не дошла. Зато остались эскизы костюмов Ивана Всеволожского. Они и стали источником вдохновения для самарской премьеры. Эскизы даже показали в проекции на суперзанавесе во время увертюры. За дирижерским пультом в этот вечер стоял музыкальный руководитель и дирижер-постановщик премьеры Евгений Хохлов.

Либретто балета тоже пришлось дофантазировать по сохранившимся свидетельствам. В итоге на премьере публика увидела остросюжетный триллер с любовной интригой из жизни флоры и фауны. Мотылек по имени Сфинкс (Педро Сеара) пытался воссоединиться с постепенно расцветающей Розой (Наталия Клейменова). Но на его пути вставала то коварная Настурция (Полина Чеховских), то царица садов Лилия (Ульяна Шибанова), то приближающийся вечер.

"Роман бутона розы" вышел невероятно живописным, особенно платья цветов, воссозданные Татьяной Ногиновой по эскизам Всеволожского. Художник-постановщик Альона Пикалова сочинила обстановку летнего сада с красивой оградой и густой зеленью деревьев. Действие с чинной классической хореографией получилось игривым и ярким.

- В 1904 году спектакль не вышел на сцену, и хореография Петипа была забыта. Но на наше счастье сохранились эскизы костюмов, - рассказывает Воскресенская. - Я сразу влюбилась в них. Без этого, наверное, моя фантазия не проснулась бы.

Важным образом в этом балете автор новой редакции называет Старую Бабочку (Дмитрий Петров).

- Музыка подвигла меня на то, чтобы сделать Старую Бабочку вечно молодым персонажем, - говорит Воскресенская. - Им движет любовь к жизни и к Розе. И не только к Розе. Думаю, раньше он был влюблен в Лилию. Я так себе нафантазировала.

На разных языках
Во втором действии публика увидела еще одну премьеру - аллегорический балет "Времена года" на музыку Александра Глазунова. Петипа поставил его в Эрмитажном театре в 1900 году. Этому спектаклю повезло больше, чем "Роману бутона розы", но он быстро сошел со сцены.

Самарская премьера стала экспериментом, своеобразным диалогом с балетной традицией. Спектакль поставили молодые хореографы - победители фестиваля "Русский балет навсегда". Его проводит благотворительный фонд Илзе Лиепы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина "Лето" в силу сложившихся обстоятельств досталась одному из кураторов проекта - хореографу и педагогу Российского института театрального искусства (ГИТИС) Марианне Рыжкиной. Руководили работой также худрук самарского балета Юрий Бурлака и режиссер, педагог Елена Богданович.

Каждая картина спектакля поставлена в своем стиле. "Зима" Елизаветы Мазуркевич - в традиции классической хореографии, с отсылкой к Петипа и премьере 1900 года. "Весна" Лилии Симоновой стала оммажем Михаилу Фокину, одному из первых балетных реформаторов ХХ века. Рыжкина поставила "Лето" в стиле неоклассики Джорджа Баланчина. "Осень" Даниила Благова завершила сюжет современным танцем.

- Специфика работы Лилии и Даниила заключалась в том, что нужно было ставить современно, но с опорой на классический театр, - говорит Богданович. - Елизавета создала фрагмент "Зима" на языке классического танца, хотя она занимается современной хореографией. Это просто фантастический эксперимент. Постановщикам нужно было показать свой почерк в заданных рамках. Даже музыка Глазунова в спектакле звучит в каждой части по-разному.

Композитор оставил подробную партитуру с ремарками, в которых прописаны все персонажи - Снег и Иней, Зефир и Ласточка, Васильки, Маки, Фавны, Вакханки и так далее. Постановщикам нельзя было менять состав действующих лиц и даже время их появления на сцене.

- Сложность работы молодых хореографов заключалась в том, что у них не было абсолютной свободы, - поясняет Лиепа. - Мы поставили перед ними задачу жестко следовать указаниям композитора. Оказалось, что несвобода способствует работе фантазии. Премьера, которую вы видите, - результат двух лет работы нашего фонда в проекте "Русский балет навсегда". Мы хотим дать стране и миру новых талантливых хореографов. И наша задача - чтобы они стали интересны и академическому театру.

Перед руководителями премьеры, как и перед художником Иваном Складчиковым, стояла задача объединить четыре части в единое действие. Спектакль связан общими мотивами в декорациях: то цветущими, то буйно зелеными ветками деревьев и меняющими цвет и расположение драпировками. Подстраивается под сезон и свет (художник Ирина Вторникова). В костюмах сменяются балетные пачки разных эпох, чтобы к финалу уступить место восточным одеждам.

- Моя часть музыки сначала была для меня загадкой, - говорит Благов. - Мы привыкли, что осень всегда немного меланхоличная. Вспомните Вивальди или Чайковского. А здесь такой забег, такое форте, такая радость жизни! Я решил, что это такое "веселое умирание", праздник жизни накануне смерти.

В аллегорических образах Глазунова на премьере вы­шли Ольга Савельева (Зима), Сергей Гаген (Мороз), Анастасия Голощапова (Лед), Софья Туманова (Град), Марина Накадзима (Иней), Анна Дробышева (Весна), Николай Выломов (Зефир), Екатерина Фатеева (Роза), Аяка Тоесима (Ласточка), Ульяна Шибанова (Лето), Полина Чеховских (Колос), Ринтаро Мукаи и Максим Морозов (Сатиры), Юлия Мамутина (Осень), Вероника Землякова (Вакханка), Дмитрий Петров (Вакх), Светлин Стоянов (Фавн) и другие солисты и артисты самарского театра.

 Далее в программе
Фестиваль продолжился на следующий день круглым столом, посвященным проблеме балетного наследия. В обсуждении участвовали постановочная команда "Времен года", историк балетного театра Виолета Майниеце и критик Александр Максов. Модерировала дискуссию главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская.

Вечером прошла творческая встреча с Илзе Лиепой. Балерина рассказала о детстве и знаменитом отце Мариусе Лиепе, о своей карьере и теплых отношениях с братом Андрисом.

Следующий спектакль в программе "Наследия" покажут сегодня, 2 апреля. В главных партиях в балете "Дон Кихот Ламанчский" (12+) выступят прима-балерина Большого театра Елизавета Кокорева (Китри) и премьер Дмитрий Смилевски (Базиль).

В "Баядерке" (6+), которую представят в пятницу, 4 апреля, изменился состав исполнителей. В партии Никии на самарскую сцену выйдет солистка Большого театра Кристина Кретова. Ее партнером в партии Солора будет Дмитрий Соболевский, солист Театра балета имени Якобсона.

5 апреля на большой сцене театра запланировано мероприятие "Тайны Терпсихоры" (12+). Педагог-репетитор Маргарита Дроздова проведет открытый урок "Легенда" дает класс". Зрители увидят репетицию Вечера хореографии Владимира Бурмейстера с участием артистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - Эрики Микиртичевой и Дениса Дмитриева. О судьбе Бурмейстера расскажет балетный критик Ольга Розанова.

На следующий день Микиртичева и Дмитриев выйдут на сцену в "Вариациях" на музыку Жоржа Бизе в программе Вечера хореографии Бурмейстера (12+). Подробности - в видео.


поделиться: