sovainfo.ru

В Самаре прошла областная конференция работников дошкольного образования

На площадке самарского института развития образования собрались более 200 сотрудников и руководителей дошкольных учреждений, специалистов областного министерства образования и науки и федерального Министерства просвещения, а также авторы образовательных программ для дошкольников. Они обсудили промежуточные итоги работы в 2023 году и главные тенденции развития системы образования.

РКН: YouTube нарушает законодательство РФ

Традиционная "августовская" встреча работников образования в этом году прошла в сентябре - в преддверии Дня дошкольного работника. Для воспитателей, психологов и руководителей детских садов работали несколько секций, где они могли поделиться опытом и узнать о лучших идеях и методических приемах коллег.

В ходе дискуссий обсуждали проблемы организации системы дошкольного образования, говорили о современных обучающих методиках, которые позволят отвлечь детей от гаджетов. Одной из самых многочисленных секций стала площадка, на которой педагоги делились своими наработками по патриотическому воспитанию.

Параллельно работала выставка, на которой были представлены новые настольные игры, развивающие игрушки и обучающие программы, которые могут использоваться для занятий в детских садах.

На пленарном заседании конференции отметили заслуги опытных педагогов, воспитавших не одно поколение ребят и ставших наставниками для молодых коллег. Им вручили благодарственные письма и почетные грамоты министерства образования и науки Самарской области.

Отдельно чествовали победителей профессиональных конкурсов, которые в ближайшее время представят наш регион на федеральном уровне.

Главный специалист управления общего образования министерства образования и науки Самарской области Ирина Фиш подчеркнула, что 2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника.

- Практически все наши мероприятия посвящены этой теме. Интересные инициативы федерального министерства находят отклик и продолжение в регионе. Мы провели областные этапы конкурсов профессионального мастерства среди учителей-дефектологов, педагогов-психологов, ставший уже традиционным конкурс "Воспитатель года". И теперь с волнением будем следить за успехами наших победителей на всероссийском этапе.

Воспитатель года - Нина Беляева, сотрудник самарского детского сада №385 - уже через два дня отправится в Волгоград, где выберут лучшего в профессии из 89 конкурсантов со всей страны.

Специальность, по ее словам, она выбрала почти случайно - 12 лет назад пришла работать в сад, чтобы быть рядом с маленьким сыном, еще не подозревая, что профессия станет делом всей ее жизни.

- У каждого человека, который работает в детском саду, есть уникальная возможность оставаться ребенком, независимо от возраста. Для меня важно ежедневно видеть искренние глаза детей и благодарных родителей, поэтому я здесь, - рассказывает Нина.

Уже работая с детьми, она получила профильное высшее образование. А теперь стала автором методик, которыми делится с коллегами. Ее идеи по достоинству оценили члены жюри городского и регионального этапов конкурса профессионального мастерства.

- Конкурсные испытания идут уже более девяти месяцев. За это время я получила колоссальный опыт, познакомилась со многими интересными людьми, почерпнула для себя новое из выступлений коллег, - отметила Нина Беляева. - Мне хотелось доказать самой себе, что я чего-то стою, показать не только себя, но и всю команду нашего детского сада. Теперь меня ждет почетная миссия - представлять область на российском этапе в Волгограде.

Участники всероссийского конкурса уже заочно представили свои визитки - видеоролики с рассказом о своем профессиональном пути, опыте работы и технологиях, с которыми они выходят на конкурс.

На очном туре педагогам предстоит провести занятия с детьми. Тему уроков и возраст ребят определят в ходе жеребьевки. 15 лучших финалистов затем поделятся своими педагогическими находками на мастер-классе и выступят на педагогических дебатах.

Самарский воспитатель расскажет о разработанной ею технологии парной коммуникации - занятиях, на которых даже самые маленькие ребята учатся общаться друг с другом. По словам Нины Беляевой, ее методика очень проста и для педагогов, и для детей, не требует специальных материалов и каких-либо затрат, но при этом дает хороший результат.

Тема социально-коммуникативного и речевого развития детей должна стать одним из главных направлений в работе дошкольных педагогов, уверена ведущий научный сотрудник федерального института развития, здоровья и адаптации ребенка Татьяна Филиппова. Ее доклад на конференции в Самаре вызвал неподдельный интерес специалистов, а некоторые приведенные в нем факты по-настоящему шокировали даже опытных педагогов.

Татьяна Филиппова рассказывала о результатах исследования, которое ее институт проводил в течение трех лет - с 2019 по 2022 год. Ученые оценивали дошкольников по пяти критериям, выделенным в рамках федерального государственного образовательного стандарта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. На выходе получили полноценный портрет современного дошкольника в разных возрастных группах. Болевыми точками оказались развитие речи и коммуникативные навыки дошкольников.

- В первый класс приходит почти 12% детей с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Такие ребята не умеют составлять предложения даже из 3-4 слов, - отметила она. - Эти цифры печальные, но мы должны их знать, чтобы изменить ситуацию. Если говорить о социально-коммуникативном аспекте, здесь тоже есть проблемы. Их отмечают и учителя начальной школы. Нарушения в этой сфере: банальное неумение общаться, выразить свою мысль, попросить о помощи - становятся причинами трудностей при адаптации к школе.

Во многом, по словам Филипповой, эти проблемы связаны с неконтролируемым использованием гаджетов с самого раннего возраста. В ходе исследования проводили анонимное анкетирование родителей и в том числе задавали вопросы об использовании детьми электронных устройств. По данным опроса, в 2019 году 35-36% детей до трех лет активно использовали гаджеты. В 2020 году таких было уже больше половины - 51%. В 2021 году - 70%, а в 2022-м - уже 97%. При этом 40% родителей ответили, что никак не контролируют контент.

- Никакие гаджеты не могут заменить реального общения, - объясняет Татьяна Филиппова. - Если ребенок привык взаимодействовать в основном с электронным устройством, у него будут проблемы в социуме.

Чтобы предотвратить такие сложности, достаточно придерживаться простого правила - с детьми нужно разговаривать. В тех детских садах, где специалисты постоянно общаются с воспитанниками полными предложениями и побуждают их отвечать так же, процент ребят с коммуникативными нарушениями стремится к нулю.

- Я рада, что мне предоставили возможность выступить на сегодняшней конференции. Такие мероприятия и существуют для того, чтобы делиться результатами, которые каждый из нас получает в своей работе. Так педагоги могут донести эту информацию до родителей и повлиять на ситуацию, - считает Татьяна Филиппова. - Понимая, чему нужно уделить внимание в первую очередь, мы можем добиться многого.

Полученные на конференции знания помогут воспитателям и родителям понимать сильные и слабые стороны детей и эффективнее выстраивать занятия и общение с ними.

Данные еще одного социологического опроса об использовании телефонов детьми мы публиковали недавно.

В Самаре прошла областная конференция работников дошкольного образования Фото: Дмитрий Бурлаков


поделиться: