Одно из главных мест в экспозиции занимает родословное древо старообрядцев Фетисовых, уходящее своими корнями в XVIII век. Судьба этого рода тесно связана со старинной уральской деревней Беляковкой Пермской губернии. На открытии выставки был показан поэтический документальный фильм об этом селении. Марина Гагарина и Владимир Фетисов, потомки этого рода, уже много лет собирают этнографические материалы о жизни уральских староверов.
- Началось это лет пятнадцать назад, - рассказывает Марина Гагарина, - когда тетушка передала мне вещи моей бабушки, Павлы Кирилловны Фетисовой. Судьба у нее была сложная. Одиннадцать детей было у бабушки. Семеро выжило. Муж и двое старших сыновей погибли во время Великой Отечественной войны. Она осталась с пятью малыми детьми на руках. Была бабушка трудягой. Молитвенницей. Когда дети выросли, она старалась поддерживать мир в их семьях. В моей коллекции есть приданое бабушки. С тех пор удалось найти многое. Для меня важно узнать, каким людям принадлежали экспонаты. Найти побольше сведений об их судьбе. В Самаре у нас вторая выставка. Первая проходила в 2021 году в Екатеринбурге.На самарской выставке можно увидеть семейные реликвии, кофты и юбки, в которых раньше ходили жительницы Беляковки, предметы культа кержаков-староверов, старинные издания. Как говорит Марина Гагарина, наибольшую этнографическую ценность представляют богослужебные книги XVI века.
О характере староверов, об их духовной чистоте свидетельствуют подрушники – вышитые плоские подушечки для совершения земных поклонов. Эти предметы появились на Руси под влиянием Византии. Такие поклоны у православных христиан было принято совершать до церковного раскола. У старообрядцев этот обычай существует и по сей день.
Многие экспонаты рассказывают о быте староверов – тут и челнок для ткацкого станка, и серп, и детская люлька, и колокольчик, и игрушки, и домотканые полотенца.
На одном из стендов можно прочитать тексты частушек, записанных в Беляковке. Здесь же можно увидеть образцы народного искусства Урала.
Наибольшее впечатление оставляют фрагменты домовой росписи. Обычай расписывать деревенские дома появился на Урале в середине XIX века. Мастера, их называли красильщиками, ходили по деревням и предлагали изукрасить стены и потолки домов, мебель и хозяйственную утварь. Услуги эти стоили недешево. В доме первым делом украшали двери – на них изображали древо жизни с птицей на вершине. На стенах же "расцветали" целые сады, наполненные цветами и ягодами. На потолке изображали солнце или венки, сплетенные из цветов и листьев. Вазоны с цветочными композициями могли нарисовать в простенках между окнами, посадив на вершину пару птиц – символ счастливой семейной пары. Считалось, что изображение льва обеспечивало охрану дома, лошади – силу, совы – мудрости. Любили красильщики запечатлевать и экзотическую птицу – павлина. Часто на стенах появлялись картинки из жизни людей – жених с невестой, бравый солдат, гости за столом, мужичок на санях. А порой мастера изображали поезд, прибывающий к станции.
Еще одно традиционное ремесло уральских старообрядцев – роспись подносов. На выставке их целая коллекция. Мастера расписывали жестяные подносы, блюда и тарелки растительными и цветочными орнаментами. Краски для росписи делали из мягких разноцветных камней. Смешивали каменный порошок с льняным или маковым маслом и смолой, а затем разбавляли олифой. Такие краски оставались яркими очень долго.
Ими же пользовались и иконописцы. На выставке можно увидеть несколько таких творений уральских мастеров. Чаще всего это списки Феодоровской иконы Божией Матери.
На открытии выставки представители рода Фетисовых исполнили несколько песен, записанных в уральской глубинке. А затем Марина Гагарина провела экскурсию.