Сергей Сайбель - родом с Урала. По материнской линии он принадлежит к старому казацкому роду Черновых, его предки - воины и рыбаки. Предки по отцовской линии - выходцы из Германии, поселившиеся в России во времена Екатерины II.
В нашу область Сергей Сайбель приехал в 2005 году. Живет он в Волжском районе, в поселке Новоберезовском. Главная тема его творчества - судьба уральского казачества. Заместитель директора художественного музея Татьяна Петрова отмечает:
- Эти работы Сергея Сайбеля наполнены сильной энергетикой, эмоциональным драматизмом. Все персонажи картин живые, настоящие.Сам художник об истоках своего интереса к теме уральского казачества говорит так:
- В детстве я жил с дедушкой и бабушкой, которые помнили старую, дореволюционную жизнь. От них я услышал много историй о жизни уральских казаков, о Германской и Гражданской войнах, в которых они участвовали. Позднее сам немало прочитал об этом. В живописи я начинал с пейзажей и натюрмортов, но постепенно пришел к тем историческим и метафорическим произведениям, которые вы видите на выставке. Не зря, видно, в детстве мне пели казачьи песни, рассказывали предания и былины. Судьба уральских казаков трагична Большинство из них было уничтожено в лихие годы. Но есть у этого народа такая присказка: "Казачьему роду нет переводу".В экспозиции, среди картин, есть распечатка высказывания атамана Владимира Толстова, сделанного им в эмиграции, в Константинополе, в 1921 году. Эти слова также во многом объясняют интерес Сергея Сайбеля к главной теме его творчества: "Пройдут годы, многое забудется, но не может быть, чтобы этот великий дух, который был в сердцах сподвижников походов, пропал бы даром, как зря выпущенная пуля, и не нашел бы себе отклика у будущих поколений родных уральцев".
Многие полотна, представленные на выставке, - своего рода живописный героический эпос этого народа.
Художник показывает самобытный мир казачества с его бытом и традициями, рассказывает о его трагической судьбе. Таковы например, картины "Непокоренный", "Доглядчик", "Курени. Казачий круг".
Есть здесь и живописные метафоры, в которых реальная история соединяется с легендами и мифами - "Яик – Горыныч", "Сотня", "Вместе стоять крепко".
Позднее творчество Сайбеля наполнено символами. Одна из таких картин, "Корни", дала название всей выставке. В этой работе автор соединил два мира - земной и подземный. Вверху, под голубым небом, - почти лубочный городок с собором, осенняя роща, река с плывущими по ней лодками. Все это передано пестрыми и яркими красками. Нижняя часть картины окрашена глуховатыми, коричневыми тонами. Почва разверзается, и из-под нее поднимаются бородатые старцы. Они, словно атланты, держат мир на своих плечах. Так метафорически художник выразил свое представление о наших предках, которых мы не должны забывать.
Еще одна символическая работа - картина "Берега". На ней из глинистого обнаженного берега реки Урал отчетливо проступают фигуры казаков, словно бы стоящих на вечном дозоре.
Живя в последние годы на Волге, художник обращается и к местным легендам. Историю этого края он тоже порою запечатлевает метафорически. В этом смысле характерна картина "Жигулевский хронокоридор".
В экспозиции представлены также небольшие камерные пейзажи, изображающие природу Уральского края.
С выставкой произведений Сергея Сайбеля можно познакомиться до 13 августа