Пространство Мраморного зала разделено на две части. В первой ("Музей-мечта") воспроизведен неосуществленный проект первого в Самаре музея современного искусства по типу Музея живописной культуры, работавшего с 1919 по 1929 годы в Москве и ставшего первым в мире музеем современного искусства. Вторая часть экспозиции ("Новая фигуративность") посвящена творчеству художников, работавших в Самаре в 1919-1921 годах: Самуила Адливанкина, Николая Попова, Георгия Ряжского, впоследствии образовавших группу "НОЖ" в Москве. Именно в Самаре были заложены основные художественные принципы этой группы. Путь этих художников воспроизводит самый драматичный сюжет эпохи - превращение идеалов авангарда 1910-х в соцреалистическую доктрину 1930-1950-х годов. Кураторы выставки - заместитель директора по научной работе Самарского областного художественного музея Татьяна Петрова и научный сотрудник Третьяковки в Самаре Константин Зацепин.
Губернатор Дмитрий Азаров поблагодарил организаторов выставки - гендиректора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову, руководство Художественного музея и самарского филиала Третьяковки, а также спонсора проекта Леонида Михельсона. Глава региона отметил:
- Совместными усилиями получилась потрясающая выставка, которая демонстрирует роскошную самарскую коллекцию. Она, конечно, дополнена замечательными работами, которые нам любезно предоставили Третьяковская галерея и частные коллекции.
Губернатор также отметил организацию пространства, необычную для Самарского художественного музея, но полностью соответствующую духу выставки. Проект экспозиции выполнен самарскими архитекторами Александром и Ольгой Филимоновыми.
- Я очень ждала открытия этой выставки, - призналась гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова. - Многие вопросы мы обсуждали с коллегами дистанционно. Но одно дело - обсуждение по "Зуму", чертежи проекта, и совсем другое - увидеть реализацию. Мне кажется, экспозиция очень точно соответствует духу представленного здесь искусства. Это уникальная коллекция авангарда Самарского областного художественного музея. Она исторически, в том числе, связана с собранием современного искусства Третьяковской галереи, с собранием Музея живописной культуры, которое в 1929 году рассылалось по региональным музеям. Его часть оказалась в Самаре. А большая часть того, что было отправлено в 29-м, сохранилась до наших дней благодаря абсолютно самоотверженной работе сотрудников Самарского художественного музея.