sovainfo.ru

В Самаре можно познакомиться с искусством лубочных картинок

27 января в Центре изучения книжной культуры СОУНБ открылась выставка "Русские народные картинки Д. А. Ровинского": бытовая и духовная жизнь русского народа с начала XVII до середины XIX века в 1780 наивных изображениях с описанием" (12 +). 


Выставка приурочена к началу Года культурного наследия народов России.

В экспозиции представлены народные лубочные картинки, собранные ученым-археографом, историком искусства и коллекционером Дмитрием Ровинским.

Изданный в 1881 году тиражом всего в 250 экземпляров атлас картинок и их описание в пяти томах составили основу экспозиции.

В атласе представлены коллекции картинок исторического, духовного содержания, а также на бытовые темы. В издании можно увидеть изображения героев легенд и сказок, сатирические и юмористические листы, календари и буквари. По этим рисункам можно составить представление о народной мифологии. Так, здесь есть изображения райских птиц и их описание.

- Здесь есть и шуточные листы, - рассказывает старший научный сотрудник Центра изучения книжной культуры Ирина Суслина. - После реформы 1839 годы многие из них подлежали уничтожению из цензурных соображений. Считалось, что это скабрезные картинки. Если бы не Ровинский, который спас часть этих рисунков, мы бы не знали об этом пласте народной культуры.

В атлас вошли лубочные картинки не только из музеев, библиотек, но и из личного собрания Ровинского. Многие из них вместе с описаниями можно увидеть на выставке в цифровом виде.

В комментариях подробно рассказывается о том, что означает каждая картинка, из какого она материала, где находится подлинник.

Часть лубочных рисунков сделана художниками-старообрядцами. И в них заметен ироничный, а порою и критический взгляд на петровские реформы. На одном из рисунков цирюльник бреет бороду раскольнику. А тот говорит: "Слушай, цирюльник, я бороду стричь не хочу. И, глядя на тебя, скоро "Караул!" закричу". Есть на выставке и множество лубочных вариаций на народный сюжет "Как мыши кота хоронили".

- По версии Ровинского, это была сатира на Петра I, созданная раскольниками, - рассказывает Ирина Суслина. - Он считал, что под видом кота здесь "хоронят" императора. Но сейчас среди искусствоведов преобладает другая версия - что это сюжет-перевертыш. Из той же серии, когда бык подвешивает в качестве туши мясника. Возможно, что это вариации басни Эзопа: кошка притворилась мертвой, мышки расслабились, та ожила и съела их.

В экспозиции представлены издания с автографами Дмитрия Ровинского. Среди них и книга о русских народных картинках, подаренная Самарской Александровской публичной библиотеке. В числе экспонатов - изданная в 1914 году книга Анатолия Кони "Отцы и дети судебной реформы". Первую главу знаменитый русский адвокат и государственный деятель посвятил Ровинскому, который в то время тоже были известен как выдающийся юрист. Кроме того, Дмитрий Александрович был действительным тайным советником и одним из главных разработчиков судебной реформы 1860-х годов.

Искусствоведение было увлечением всей его жизни. Он написал "Историю русских школ иконописания". Коллекционировал не только народные рисунки, но и авторские гравюры, эстампы. На выставке можно увидеть его уникальный "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв.", по которому можно было бы изучать русские исторические типажи и костюмы. Ровинский собирал гравюры Рембрандта (покупал на аукционах) и издал их полное собрание, в котором около тысячи фототипий. На выставке можно увидеть редкие, в том числе прижизненные издания Ровинского по русской и европейской гравюре, воспоминания о нем современников.