- Эта история родилась в Италии, - рассказывает худрук самарского балета Юрий Бурлака. - Писатель Эдмондо де Амичис в 1895 году написал повесть "Учительница рабочих"(16+). Она была переведена на русский язык и достаточно широко известна. На заре кинематографа в 1918 году на эту повесть обратил внимание поэт Владимир Маяковский. Он переработал ее в киносценарий и сам исполнил в фильме главную роль. Актриса Московского художественного театра Александра Ребикова сыграла Барышню. Не будучи актером, Маяковский очень убедительно исполнил роль Хулигана, не так, как тогда было принято играть в немом кино.
В 1962 году сценарист и режиссер Александр Белинский вместе с балетмейстером Константином Боярским выпустили в Ленинграде в Михайловском театре (в то время назывался Малым оперным театром) вечер на музыку балетов Шостаковича.
- Самым популярным оказался балет "Барышня и хулиган", - продолжает Бурлака. - Судьба его оказалась непростой. Сначала спектакль чуть не запретили как "слишком буржуазный", как три другие балета Шостаковича в 1930-е годы. Но известный советский хореограф Петр Гусев решил пригласить Константина Боярского в Новосибирск для постановки этого балета. На гастролях в Москве сибирская версия произвела фурор, и критика, до того ожидавшая разгрома спектакля, разразилась в статьях "бурными овациями". Балет обрел огромную популярность, Боярский поставил его в 28 театрах. Сейчас в нашей стране он идет только в Мариинском театре. Наш театр представляет его в максимально приближенном к первоисточнику виде.
В самарской версии сохранена хореография Константина Боярского (1962 года). Художники Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова сочинили декорации и костюмы, используя эскизы Валерия Доррера к премьере 1962 года. В главных партиях 15 сентября выступили Полина Марушина и Александр Мазуренко, 16 сентября на сцену выйдут Ксения Овчинникова и Николай Выломов.
В начале вечера на большом экране показывают фильм, сценарий которого лег в основу балета. Музыку к самарской премьере написал петербургский композитор Илья Кузнецов, он же исполняет ее прямо на сцене. Идея пришла руководителям театра из биографии Шостаковича: тот в своей композиторской молодости подрабатывал тапером на киносеансах. Кроме возможности почувствовать, насколько экспрессивнее смотрелось немое кино в сопровождении живой музыки, зрители получили уникальный шанс увидеть Владимира Маяковского на большом экране.
- Я не знаю другой театральной площадки, где проводились бы кинопоказы в таком формате — когда композитор сам придумал музыку для немого кино, - рассказывает худрук и главный дирижер самарского театра Евгений Хохлов. - Он играет какое-то свое композиторское видение. Авторское исполнение музыки многократно усиливает впечатление от кино. Понимаешь, какая сила была в немом кинематографе, когда он сопровождался музыкой талантливых композиторов. На этом эксперименте мы, наверное, не остановимся. Из музыки к кинофильму Илья Кузнецов сделает оркестровую сюиту, и мы придумаем, может быть, когда-нибудь новый балет на эту музыку.