Цель любого бизнеса – получение прибыли. Предприниматели и организации заинтересованы продать как можно больше товаров или услуг. В погоне за выгодой некоторые компании допускают подмену понятий "предложение" и "навязывание", в то время как между ними существует принципиальное различие. Предложение – законно, навязывание – нет.
Навязывание – это ситуация, при которой заказчик, клиент, покупатель не может отказаться от дополнительного товара или услуги, поскольку их стоимость уже включена в цену основного предмета сделки. Потребитель лишается возможности приобрести основной продукт, если не купит страховку, подписку на услуги либо другое дополнение, часто совсем ненужное. По оценкам инициаторов поправок в КоАП, составивших пояснительную записку к законопроекту о необходимости повысить штрафы за навязанные услуги, сумма дополнительных продаж может достигать 50% цены основного приобретения.
С ноября 2023 при выявлении ситуаций, когда потребителя лишают права выбора, воспользоваться ли дополнительной услугой или отказаться от нее, предусмотрены штрафы за навязывание дополнительных услуг: должностным лицам грозит наказание от 2 до 4 тысяч рублей; юрлицо может быть оштрафовано по КоАП на 20-40 тысяч рублей.
В КАКИХ СФЕРАХ ЧАЩЕ ВСЕГО НАВЯЗЫВАЮТ ЛИШНИЕ УСЛУГИ?
Роспотребнадзор проанализировал обращения граждан по вопросу навязывания услуг и товаров за дополнительную плату. В результате составлен перечень наиболее проблемных отраслей, где чаще других практикуются агрессивные методы продаж.
1. Потребительское кредитование
Финансовые учреждения, в том числе банки, не должны навязывать дорогие кредиты, ипотеки и кредитные карты вместо более доступных альтернатив. Недопустимо увеличение стоимости займа за счет принудительного страхования имущества, жизни, а также других дополнительных услуг.
2. Автокредитование и лизинг
По новому закону нельзя навязывать регистрацию, страховку, техобслуживание, абонемент на эвакуацию автомобиля, подписку на юридическую помощь в случае ДТП и другое.
3. Страхование
Теперь при подписании основного договора страховая компания не имеет права требовать от клиента покупку дополнительных продуктов.
4. Телекоммуникационный сервис
Без согласия абонентов интернет-провайдерам больше нельзя подключать незапрашиваемые услуги и подписки, а также включать в договор пункт об автоматической пролонгации соглашения.
5. Медицина
Врачи не должны назначать пациенту избыточные или бесполезные в данном клиническом случае анализы, обследования, процедуры.
6. Туризм
К дополнительным туристическим услугам, которые чаще всего навязывают клиентам, относятся страхование от невыезда, утери багажа и (или) документов, а также продажа экскурсий от определенной турфирмы с включением данных условий в основной договор.
7. Торговля бытовой техникой и электроникой
Клиенту магазина или электронной торговой площадки не может быть навязана обязательная покупка аксессуаров, подключение дополнительного сервисного обслуживания и другое.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ В СЛУЧАЕ НАВЯЗЫВАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ?
Если потребитель считает услугу навязанной, а действия продавца – неправомерными, он может обратиться за правовой оценкой в одну из следующих структур:
- Роспотребнадзор;
- Федеральная антимонопольная служба;
- прокуратура;
- Банк России;
- Суд.
Если факт будет подтвержден, для исполнителя наступит административная ответственность. Он будет обязан выплатить штраф за навязывание услуг. В качестве доказательства рассматривается документация, связанная с приобретением товаров, оплатой услуг – договоры, дополнительные соглашения, акты и тому подобное.
КАК РАБОТАЕТ ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС БЕЗ НАВЯЗАННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ?
Фирмы, соблюдающие законодательство о защите прав потребителей, руководствуются строгими правилами.
1. При подготовке договора на оказание услуг, выполнение работ, купли-продажи не прописываются дополнительные продукты. По ним составляется отдельный договор либо дополнительное соглашение к главному договору. Единственная альтернатива – прописать в основном договоре все позиции, но с правом клиента отказаться от дополнительных оплачиваемых товаров и услуг.
2. Недопустим отказ клиенту в обслуживании при его нежелании воспользоваться дополнительными предложениями, в том числе акционными, ограниченными, бонусными и другими, которые предполагают дополнительные расходы помимо затрат на приобретение основного продукта.
3. С целью увеличения дополнительных продаж запрещено навязывать потребителю покупку определенного количества товара или заказ услуги на увеличенный срок.
Законный способ увеличить продажи и не заработать штрафы за навязывание товаров и услуг – позволить клиенту самому изучить все предложения и выбрать нужные.