Сейчас предприятия ракетно-космического кластера региона продолжают выпускать уникальную продукцию, наращивать оборонную и технологическую мощь страны. Абсолютно все двигатели, когда-либо поднимавшие в космос отечественные ракеты типа Р-7, собраны здесь, на ПАО "ОДК-Кузнецов".
Запуски ракет-носителей с двигателями РД-107А/РД-108А осуществляются с четырех космодромов: Байконур (Казахстан), Плесецк (РФ), Восточный (РФ), Куру (Французская Гвиана).
Сойдя с заводских стапелей, все без исключения двигатели проходят огневые испытания. Закрепленный на стенде, двигатель получает все те же нагрузки и работает на тех же компонентах, что и в условиях космодрома на реальном запуске. Тестирование проходит на испытательном комплексе "Винтай" - обособленном подразделении ПАО "ОДК-Кузнецов", что неподалеку от поселка Прибрежного. На днях корреспондентам "ВК" посчастливилось наблюдать за "боевым крещением" двигателя. На этот раз испытывали РД-107А. Успешно все прошло на втором, "наклонном" стенде, где буквально на днях произвели уже шеститысячный пуск.
- Сначала вы услышите троекратный звуковой сигнал к началу испытаний, - рассказал руководитель обособленного подразделения ОП "Винтай" ПАО "ОДК-Кузнецов" Владимир Карповский. - Потом увидите густой пар, пойдет вода, потом вспыхнет огонь. Будет громко. До 12-й секунды двигатель будет выходить на основной режим работы, после чего мы услышим звук, похожий на сильный хлопок, и вот тогда будет очень громко. Общая длительность запуска составит 60 секунд.
Но, даже несмотря на подробный инструктаж, впечатления от увиденного и услышанного превзошли все ожидания. Это было непривычное сочетание страха, восторга и гордости, вызванных невероятным зрелищем. Страха перед огромной, мощной волной звука и открытого огня, восторга от величия изобретательской мысли и осознания того, что эта стихия не просто управляема, а создана человеком. И гордости за свою страну, за свой город.
Владимир Карповский подчеркивает:
- Непосредственно испытаниями на стенде управляет один человек - ведущий инженер. Кроме него, никто не имеет права вмешиваться в процесс. Это очень тонкая, во многом интуитивная, но при этом высококвалифицированная работа для испытателя. Главная его задача вне испытаний - правильно и в надлежащей форме содержать все стендовые системы. Они должны работать безукоризненно. Испытатель настраивает системы под себя и отвечает за все, что происходит в момент пуска. Кстати, испытателей в вузах не готовят. Необходимые знания и навыки люди получают с годами, работая на площадке.
Всего на "Винтае" два испытательных стенда. Главный был запущен в эксплуатацию 1961 году. До этого момента двигатели, в том числе и "гагаринские", тестировали в подмосковных Химках. Второй стенд начал работу в 1963-м.
В течение последних двух лет на "Винтае" ведется серьезная реконструкция. Например, это коснулось хранения газовых компонентов. Вместо устаревшего оборудования теперь здесь стоят две современные колонны, где накапливаются кислород и азот, необходимые для проведения испытаний. Обновляются и другие структурные элементы комплекса.