sovainfo.ru

В областном центре возобновил свою работу обновленный "Горький Центр"

Во вторник, 18 июня, в Самаре произошло событие, которого давно ждали все местные любители литературы. На третьем этаже дома по улице Куйбышева, 113 после долгого перерыва, вызванного ремонтом, снова открылся "Горький Центр".


"История творится без крика и шума"

Пространство этого культурного центра реконструировано. Оно разделено на несколько зон. Здесь планируют проводить выставки, лекции, концерты, перформансы, мастер-классы, творческие встречи с писателями и другими интересными людьми.

В советское время в этом здании в течение многих лет располагался музей имени Горького.

- Он открылся 18 июня 1941 года к пятой годовщине со дня смерти писателя, - напомнил директор Самарского литературного музея Михаил Перепелкин. - Через несколько дней началась война. Музей был закрыт. Его единственный сотрудник ушел на фронт. В 1946-м, к десятилетней годовщине со дня кончины Горького, музей был открыт вновь. У него была долгая непростая история. И сегодня она нашла свое продолжение.

В одном из залов обновленного культурного пространства 18 июня открылась выставка "1884" (6 +). Ее подготовили сотрудники "Горький Центра" Артем Панкратьев, Константин Петров, Анна Киселева, Илья Приданцев и Оксана Антипова.

1884 - год появления "Самарской газеты" (16+), которая отмечает свой юбилей. Выставка рассказывает о том, что представляло собой это издание 140 лет назад, о его влиянии на общественную жизнь и литературу того времени. На одной из фотографий конца девятнадцатого века запечатлены сотрудники газеты. В этом же зале можно увидеть старинные предметы и антикварную мебель из музейных фондов.

Ранняя история "Самарской газеты" связана с деятельностью выдающихся русских писателей и журналистов, которым и посвящена первая экспозиция обновленного "Горький Центра". Все они прожили в Самаре не так долго, приехав сюда лишь на несколько лет, но оставили яркий след в судьбе города.

Выставочное пространство вызывает ассоциации с вагоном, который увозит литераторов из города в город. Чемоданы, багажные полки, книги…

Посетители видят фотографии этих писателей и иллюстрации к их произведениям, узнают подробности их жизни в Самаре.

Один из героев экспозиции - Евгений Чириков. Этот писатель, выросший на Волге, верил в русскую глубинку, считал, что именно она творит русскую историю и культуру. По мнению Чирикова, "…Слово еще не сказано. Оно застыло у всех на устах. И я верю, что скажет его опять не столица, а наша огромная, несуразная и обильная, и убогая провинция". Как считал писатель, "история творится без крика и шума, в душах тех сотен тысяч живых, искренне чувствующих и искренне думающих людей, которые прячутся в молчаливой пока провинции". Именно в Самаре Чириков почувствовал себя писателем. В "Самарской газете" он печатал театральные рецензии и рассказы (кстати, они появились в этом издании раньше литературных произведений Горького). Волжские впечатления Чирикова легли в основу его более поздних повестей "Инвалиды" и "Чужестранцы". В Самаре у него родилась дочь, которую родители назвали поэтическим именем Новелла.

Еще один писатель, о котором рассказывает выставка, - Степан Скиталец. В 1897 году в "Самарской газете" был опубликован его первый фельетон. Писал он здесь много - о театре, о путевых впечатлениях, о городских событиях. Во многом Скиталец продолжал в газете линию Горького, размышляя о "свинцовых мерзостях жизни", о разорении деревни, об ужасающем положении городской бедноты. Страстью этого писателя была не только литература и публицистика, но и музыка. У него был красивый грудной бас, в компаниях он нередко пел, подыгрывая себе на гуслях. Часто народные песни он исполнял в дуэте с Горьким. На одной из фотографий, размещенных на выставке, этих литераторов можно увидеть вместе. В руках у Скитальца - его любимый музыкальный инструмент.

Часть экспонатов посвящена Николаю Гарину-Михайловскому. Будучи хозяином поместья в селе Гундоровка нашей губернии и служа инженером на железной дороге, этот писатель печатал в "Самарской газете" свои рассказы. Он часто писал их на ходу - в поездах, на клочках афиш и чертежей. Человек аналитического ума, Гарин-Михайловский стремился дойти до сути вещей, и его произведения изобиловали публицистическими вставками. Так было и в очерке "В сутолоке провинциальной жизни", в котором писатель изобразил самарское общество конца девятнадцатого века. Образ нынешней выставки как нельзя более соответствует характеру Гарина-Михайловского. Путешествия были его страстью. Он не только исколесил всю страну, строя железные дороги, но и совершил кругосветное путешествие, в ходе которого собрал богатые этнографические сведения.

Четвертый герой экспозиции - театральный и литературный критик, поэт Александр Смирнов (Треплев). Он приехал в Самару с родителями в раннем детстве. Служил здесь нотариусом и был гласным городской Думы. Но подлинным призванием его была театральная критика. Именно он одним из первых в России пытался осмыслить феномен чеховской "Чайки". В "Самарской газете" в 1897 году этот критик опубликовал большую статью "Театр душ". И с этого момента он взял себе псевдоним по имени одного из чеховских персонажей - Константин Треплев. Именно Смирнов ввел в самарское общество приехавшего в наш город молодого Горького. Позднее как критик он нередко обращался к творчеству этого писателя, одним из первых попробовал объяснить причину огромной популярности пьесы "На дне".

В этом же зале можно узнать о развлечениях самарского общества на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. По свидетельству Гарина-Михайловского, одним из самых любимых была карточная игра бостон. Кроме того, жители города любили гонки на лошадях и велосипедах, а также "волжскую кругосветку", популярную и в наше время.

В стиле классицизма и модерна

В другом зале среди прочих вещей можно увидеть старинное пианино, подаренное "Горький Центру" одной из жительниц Самары, Аллой Сарфиной. Этот инструмент принадлежал ее деду, Науму Синельникову, который в начале Великой Отечественной ушел добровольцем на фронт и так и не вернулся. Пианино хорошо настроено, и в скором времени оно зазвучит под руками самарских музыкантов.

В этом зале 18 июня открылась небольшая выставка, посвященная ранней истории дома, где находится "Горький Центр". До революции здесь был доходный дом Луки Ясенкова. На выставке можно узнать немало любопытного о первом владельце здания. Ясенков - бывший крестьянин села Воронино Смоленской губернии, позднее ставший купцом второй гильдии. В Самару он перебрался в конце 1880-х годов. Здесь он занимался организацией строительных работ, был депутатом городской Думы. Его страстью были лошади и автомобили (к началу Первой мировой он был владельцем двух "Опелей"). В 1890 году Ясенков купил дворовое место возле кирхи на улице Дворянской (ныне Куйбышева) у самарского мещанина Литвинова. В 1897-м построил здесь двухэтажный каменный дом, а в 1904-м третий этаж. В архитектуре здания сочетаются элементы классицизма и модерна. На первом этаже располагались магазины, на втором - апартаменты Ясенкова, а комнаты верхнего этажа хозяин сдавал. Ныне здесь находится "Горький Центр". О событиях, которые будут происходить здесь, мы наверняка услышим не раз в скором времени.


поделиться: