Самарский художник работает над темой уральского казачества, став его летописцем. Он создает в картинах живописный героический казачий эпос.
По материнской линии Сайбель принадлежит к старому казацкому роду Черновых. Его пращур Аким Чернов - герой Иканского боя 1864 года, его предки - воины и рыбаки-аханщики на Каспийском море. Предки художника по отцовской линии - выходцы из Германии, поселившиеся в России во времена Екатерины II.
Сергей Сайбель родился в городе Гурьеве Казахской ССР в 1953 году. В 1962-м с родителями-геофизиками переехал в Уральск, бывшую столицу уральского (яицкого) казачества. С детства он увлекался рисованием и окончил студию при Доме пионеров. Во время службы в армии был художником. После службы окончил строительный техникум, но карьера строителя его не увлекла, и вся его трудовая деятельность связана с художественно-оформительскими работами.
В Самару Сайбель приехал в 2005 году, а в 2010-м в рамках культурного обмена между Россией и Казахстаном в нашем художественном музее состоялась его выставка под названием "Я сказал, что где-то…". Тогда же работы Сайбеля вошли в собрание Самарского художественного музея.
Природа Уральского края - сквозная тема живописи Сайбеля. Как правило, эти небольшие работы посвящены уральским степям, покрывающим огромные пространства. Это как бы "обереги", которые можно взять с собой в дальний путь, дабы поддерживать некую особую связь с родным домом.
Сайбель пишет и воображаемые портреты казаков - "Атаман Барбоша" (2013), "Портрет казака из рода Черновых" (2010), "Портрет яицкого казака" (2013). Черты портретного сходства с образом автором - в лицах многих персонажей картин, раскрывающих колоритные особенности традиционного казачьего жизненного уклада.
Начиная с 2010-х годов Сайбель от исторических портретов и пейзажей родных мест, бытовых сцен из жизни казачества переходит к картинам-обобщениям, метафорам. К ним относятся большие полотна "Корни" (2012) и "Берега" (2014). В работе "Корни" наглядно соединены два мира - земной и подземный. Вверху, на лоскуте круглящейся земли - городок с собором, осенние рощи, кусочек реки с лодками, вверху - голубое небо. Почти сказочный, лубочный мир. В нижней же части картины пестрые и яркие краски сменяет глухой коричневый тон сырой земли. Разверзается почва, и из-под нее, как из-под куска натянутой мешковины, вылезают на белый свет заскорузлые земляные старцы-атланты. Их назначение - держать мир на своих плечах. Конечно же, это наши предки, которых мы никогда не должны забывать. Не случайно автор назвал свое полотно "Корни".
Поиск в том же направлении продолжен в картине 2014 года "Берега". Здесь из обнаженного глинистого берега реки Урал отчетливо проступают фигуры казаков, как бы стоящих на вечном дозоре.
С выставкой картин Сергея Сайбеля можно познакомиться до 13 августа.