Перевозчиками отмечена важность поступления дополнительных средств для осуществления текущей деятельности. Они указывают на существенное изменение стоимости материалов, запасных частей, ГСМ и электроэнергии.
Директор МП "Трамвайно-троллейбусное управление" Михаил Ефремов рассказал, что наблюдается изменение закупочной стоимости – растут расходы на сырье и материалы, используемые, в частности, для ремонта трамваев и троллейбусов:
- Стоимость запчастей по отдельным позициям за последнее время, с введением санкций и других ограничительных мер, увеличилась в полтора-два раза. Кроме того, выросли эксплуатационные расходы: на электричество, тепло- и водоснабжение. Текущего финансирования с учетом выручки и поступлений из консолидированного бюджета предприятию недостаточно.
Еще одна из негативных тенденций – нехватка персонала, особенно водителей и кондукторов, что сказывается на регулярности работы общественного транспорта. В целях привлечения новых кадров необходима индексация заработной платы, что в свою очередь требует дополнительных средств.
Заместитель директора компании-перевозчика Александр Кочерыгин рассказал, что на данный момент предприятие "Самара Авто Газ" испытывает "кадровый голод" – нуждается в водителях. Несмотря на то, что обеспечивается бесплатное обучение профессии, взаимодействуя с автошколами и другими контрагентами, проблема в полной мере не решается.
- Конечно, работа водителя напряженная – он в ответе за каждого пассажира, комфорт и безопасность рейсов. Это требует соответствующей оплаты труда в качестве одного из стимулов для соискателей вакансий,- пояснил Кочерыгин.
Участники заседания акцентировали внимание на том, что фактически за проезд пассажиры платят дешевле его себестоимости. Но со стороны депутатского корпуса было указано на необходимость взвешенного подхода к вопросу об изменении стоимости проезда и о необходимости учета интересов социально незащищенных категорий пассажиров и улучшении транспортного обслуживания населения.
Последний раз вопрос изменения стоимости проезда поднимался в четвертом квартале 2021 года. С начала 2022 года и до настоящего времени оплата в транспорте не пересматривалась.
Руководитель департамента транспорта администрации Самары Сергей Маркин пояснил, что увеличение стоимости проезда – необходимый шаг, требующий серьезного анализа и ответственной подготовки.
- Предлагаем прийти к этому с минимальными потерями для наших граждан, не затрагивая социально незащищенные слои населения, - пояснил чиновник.
Председатель думы Самары Алексей Дегтев отметил, что выход из сложившейся ситуации – не только посредством поднятия стоимости проезда или повышения зарплаты водителей.
- Несмотря на субсидирование отрасли, необходимо увеличить прибыльность самих перевозок, - сказал депутат.
В дальнейшем все предложения аргументированно продолжат рассматривать с участием широкой общественности.