Новый сезон дружбы
- В начале месяца "Новые художники" открыли выставочный сезон в галерее Victoria Underground, сейчас же пришло время основного зала, - рассказывает куратор выставки Сергей Баландин. - Мы начинаем новый сезон с дружбы между Самарой и Казанью. Для нас это важный шаг. Во-первых, это побратимство городов на Волге. Во-вторых, я считаю, необходимо знать, как развиваются культура и искусство в соседнем регионе.
Обзорная экспозиция "Озарения" показывает современное искусство в столице Татарстана за последние сто лет. Она объединяет художников авангарда 1920-х годов, классиков официального и неофициального искусства советского периода, творчество специального конструкторского бюро "Прометей", произведения 1990-2000-х и молодое искусство Казани.
- Почти ни одна работа художников не представлена в постоянных экспозициях казанских музеев, - говорит арт-директор центра современной культуры "Смена" Кирилл Маевский. - Если вы приедете в Казань и пойдете в музеи, то ничего из того, что находится сейчас в "Виктории", там не найдете. Авангард, к сожалению, обычно хранится в фондах и скрыт от глаз зрителей. На сторонней площадке организовать выставку такого направления оказалось значительно проще.
Своя точка зрения
Особый метод работы с темой памяти и наследия позволил сформировать в Татарстане уникальную культурную среду, которая кардинально отличается от классической европейской изобразительной традиции. Трепетное отношение художников к этическим особенностям, фольклору и восточно-мусульманскому визуальному коду проявилось в искусстве республики. В работах особое внимание уделяется контрасту цветов, каллиграфии и орнаментам.
Стилистика графики лидера казанского художественного авангарда 1920-х годов Константина Чеботарева при всей обобщенности рисунка сочетает в себе убедительные жесты и движения. Эффектность работам придает использование красок жестких оттенков. На выставке представлены три его работы из фондов Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан - "Красная армия" (1917), "Оркестр" (1920-е) и "Театр КЭМСТ" (1932).
Первая треть XX века в истории региона - время формирования идентичности. Например, татарский язык использовал в качестве письменности несколько алфавитов - арабский, латинский, несколько кириллических вариантов. В 1927 году в республике начался переход на яналиф - новый тюркский алфавит. В разработке шрифтов принял активное участие Фаик Тагиров. В 1929-м в соавторстве со своей сестрой Суфией Тагировой он выпустил иллюстрированный букварь "Наша азбука", в котором стилизовал арабские буквы под латиницу в виде геометрического прямолинейного рисунка. Эта книга является проводником татарских конструктивистских идей, а выразительность и простота нового латинского шрифта сыграла большую роль в усвоении грамотности среди населения.
В становление татарского профессионального изобразительного искусства внес большой вклад Баки Урманче, творчество которого отличалось универсальностью и полнотой. Он одинаково глубоко выразил себя почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства, заложив крепкую основу для дальнейшего развития. Самарцы могут увидеть его акварельные абстрактные композиции "Фантазия" из серии "Татарский орнамент" времен "оттепели".
Лаборатория синестезии
Период развития космической отрасли вдохнул новую жизнь в искусство СССР. В 1960-е годы в Казанском авиационном институте Булат Галеев основал специальное конструкторское бюро "Прометей", специализирующееся на разработке цветомузыкального оборудования. Их футуристические проекты способствовали развитию синестетического искусства. "Прометей" исследовал взаимосвязь сигналов разных органов чувств при соединении света и цвета, звука и изображения. С помощью светомузыкальных приборов сотрудники бюро разыгрывали аудиовизуальные представления, устраивали показы музыкальных анимационных фильмов.
- Им хотелось создать как можно больше разнообразия, - говорит представитель центра "Прометей" Ильнур Мустафин. - Они ставили перед собой цель сделать достойные образцы, которые будут востребованы по всему СССР. Со светомузыкальной установкой "Диско" это удалось - ее до сих пор можно встретить в разных уголках России. Еще одна популярная тогда, но не востребованная сейчас светомузыкальная установка - "Калейдофон-36" 1986 года. Она предоставляет полную свободу творчества и экспериментов. В ней есть три регистра: несколько вращающихся дисков, в которые установлены окрашенные вручную или вырезанные из материй светофильтры, барабанчик с зеркалами по окружности, как в калейдоскопе, и линзы с дополнительными эффектами. Мощный луч света проходит через комбинацию этих регистров и на выходе приобретает самые разнообразные визуальные эффекты.
Свежий взгляд
Тему синестезии продолжает молодой автор Саша Шардак. На выставке представлена его инсталляция, основанная на отражении и сочетании света. Графичные полотна разделяют пространство, а зеркала и стекла отражают и преломляют свет зеленого, фиолетового и красного цветов, образуя новые сочетания и контрастные формы. Художник советует обращать внимание на плоскости композиции с разных точек, чтобы лучше почувствовать задумку инсталляции.
Современные казанские художники используют культурный опыт своих предшественников для создания собственных работ. Например, Ильгизар Хасанов осмысляет советское прошлое через цвет и предметный быт в инсталляции "Учредитель, стол - голубое, красное". Зухра Салахова работает в традиционной для татарской культуры технике вышивки. Цветовое сочетание ее работ и мотивы на тему локальной мифологии представлены в проекте "Тривия". Анастасия Морозова использует другую традиционную технику - проект Love is выполнен из керамики. Масштабные полотна Рамина Нафикова "Река" и "Море", видеопроизведения Алисы Гулканян "Зеркало с птицей" и "Зеркало и море" отражают природную красоту республики.
Выставка продлится до 2 октября.