Здесь представлено 25 произведений ушедшего поколения самарских живописцев. Тех, кто наиболее ярко проявил себя в последней трети прошлого века.
Картины для этого проекта предоставил коллекционер и краевед Сергей Рудняев. Многим он знаком также как собиратель и организатор выставок старых фотографий. Свою художественную коллекцию он начал собирать в последнее десятилетие двадцатого века. Многих мастеров, чьи произведения представлены на выставке, коллекционер знал лично.
- Это работы основоположников нашей самарской живописной школы, - говорит Сергей Рудняев. - За каждым из этих мастеров стоит большая история.
На многих картинах среднерусские пейзажи показаны на фоне старинных храмов. К этой теме не раз обращался, например, Иван Комисаров.
- Он многое перенял от школы владимирских художников, - считает коллекционер. - Иван Еремеевич часто путешествовал. Он объездил все Золотое кольцо и запечатлел на своих полотнах Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Углич.
Некоторые из этих работ с видами старинных храмов и монастырей можно наблюдать на нынешней выставке.
Церковные мотивы видны и в картине Валентина Пурыгина "Зима. Загорск".
Ощущение радости жизни исходит от пейзажей Геннадия Филатова. Здесь можно увидеть и его раннюю картину "Птичий гомон", написанную в 1958 году, и более поздние пейзажи – "Весенний день", "Последний снег", "Весенний ручей" (любимую филатовскую картину коллекционера).
На выставке также представлены проникновенные пейзажи Анатолия Березина и Юрия Скачкова.
Особняком в этом живописном собрании выглядят четыре картины Николая Шеина.
- Его работы близки к примитивизму. Здесь лишь обозначены контуры домов, кораблей, деревьев, - рассказывает Сергей Рудняев. - При жизни его не все понимали, часто критиковали. И Шеин стал писать для себя, никому эти работы не показывал. А когда он понял, что умирает, пригласил своих друзей и сказал: "Вот вам деньги, которые я скопил за жизнь. В кладовках стоят мои картины. Я вас прошу: сделайте посмертную выставку". Она была размещена на трех этажах художественного музея, который находился тогда на площади Куйбышева. Когда зрители посмотрели эту выставку, все ахнули. Раньше так никто не писал.
Потом была выставка Николая Шеина в Москве. Около десяти его работ приобрела Третьяковская галерея.
В нынешней экспозиции представлены произведения нескольких художников-фронтовиков. Среди них - Николай Хальзев, Иван Тюрин, потерявший на войне слух, но нашедший в себе силы для творчества, Алексей Андрианов с очень тонкой работой "Розовый апрель", Исаак Цыбульник.
- Этот художник был ранен на фронте, - говорит коллекционер. - Его привезли в куйбышевский госпиталь. А после лечения он остался здесь. Женился. И часто писал в своих картинах Жигули и Волгу.
На выставке можно увидеть работу Цыбульника с видом села Зольное.
С Волгой и ее притоками связано множество картин самобытного художника Марка Петрова. В экспозиции представлено две из них – "Вязка плотов на Самарке" и "У элеватора". Этого сооружения уже нет, оно снесено. Но точное представление о нем можно получить, увидев эту картину.
- Каждый год Марк Петров приходил к капитану "Волготанкера" и договаривался, чтобы его взяли в рейс, - вспоминает Сергей Рудняев. - Целые дни он проводил на палубе и писал волжские этюды.
Нынешний век представлен двумя небольшими работами Алексея Попова, созданными в 2007 году. Его часто называли самарским Коровиным. Алексей писал чистыми, сочными мазками, в его творчестве чувствуются импрессионистские мотивы. Вглядываясь в эти работы, будто слышишь музыку. Один из пейзажей так и называется - "Весенняя мелодия". Другой – "Летом на лодочной станции".
С выставкой в епархиальном церковно-историческом музее можно познакомиться до 26 августа.
Фото: Андрей Савельев