К полудню на волжском берегу вырос целый шумный и веселый городок. Люди проходили по настилам, положенным на песок, и дивились происходящему вокруг, запечатлевая это на смартфоны и фотоаппараты. Казалось, в этом мире, где нет кулис и нет запретов, перемешаны все виды искусства. Тут царствовали уличные музыканты и поэты. Танцовщицы показывали на песке пластические этюды. Бродячие актеры в белых одеждах, с разукрашенными лицами проходили шумной ватагой под звуки труб и гармони, держа модель кораблика под парусом, а в ней сидел малыш. Порой артисты перекликались между собой, крича подобно чайкам. Потом, продолжая изображать этих обитателей волжских просторов, залезали на вышку, а некоторые из зрителей пытались вступить с ними в диалог на птичьем языке. Проходили девушки с веселыми старинными песнями. Тут же, на песке, грелись на солнышке лодки и желтые субмарины, вызывающие в памяти ассоциации с битловским мультфильмом.
В субботу на пляже прошла торжественная закладка Порта Картонии.
По замыслу организаторов, это своего рода "государство", объединяющее артистов, художников, мастеров перформанса и продюсеров для воплощения различных идей в сфере публичного пространства.
В духе карнавала прошел спектакль "Официальный оркестр Картонии". Зрители и музыканты здесь свободно менялись ролями.
В субботу же состоялись мастер-классы по современной хореографии от Сусанны Воюшиной из Архангельска и Андрея Разживина, представляющего самарскую школу танцевального искусства "Река". А в перерывах между занятиями хореографическую площадку с удовольствием осваивали детишки.
Выходные были насыщены лекциями на самые разнообразные культурологические темы. Так, Мария Шешукова из Санкт-Петербурга посвятила свое выступление теме "Что такое танец и как его смотреть?". Куратор паблик-арт-программы Ирина Шарова рассказала о различных "преградах" в этом виде искусства и его перспективах. А художники, выступившие на конкурсе арт-объектов, представили свои проекты.
Один из них, "Объятия" (авторы - самарцы Ксения и Марк Ченпаловы), стал символом преодоления преград в эпоху пандемии. Обнять друг друга здесь можно через полупрозрачную фиолетовую ткань. И этим с удовольствием воспользовались многие дети, пришедшие на праздник. Рядом с арт-объектом - полный оптимизма лозунг: "Нет преград для объятий".
Внимание публики привлекла интерактивная выставка в павильоне на набережной "Знаки губернии". Самарский историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина познакомил здесь самарцев с самыми любопытными явлениями из прошлого нашего города. Теми, что определили его лицо. Немало любопытного здесь можно узнать о бурлаках, "горчишниках", уличных торговцах сбитнем, извозчиках и прочих колоритных самарских персонажах.
Рядом с этим павильоном можно увидеть скульптуру белого двугорбого верблюда. И это тоже неспроста. Оказывается, в конце девятнадцатого века жителей города вовсе не удивляло появление прямо на улице этих животных. Они часто заменяли лошадей, перевозя грузы. В основном, хлеб и зерно.
А еще прямо на газонах к столбикам прикреплены дощечки с высказываниями юных жителей о своем городе. Вот некоторые из них: "Самара - мой лучик света во тьме", "Город контрастов и возможностей", "Для меня Самара - это красивый и родной город".
Атмосферу разных лет прошлого столетия создают старинные фотографии из семейных альбомов - их также можно увидеть на площадке музея имени П. В. Алабина. Все желающие могут принести сюда свои личные письменные истории, связанные с Волгой и набережной, а также необычные вещи, которые станут экспонатами выставки.
Многие самарцы воспользовались возможностью "побывать" в других волжских городах. На набережной появились павильоны, рассказывающие о Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске и Саратове. В выходные дни прошли экскурсии по этим площадкам.
Информация о главных особенностях этих городов и фотографии самых удивительных мест дополняются приведенными здесь высказываниями и воспоминаниями известных людей. Вот, например, какой предстает дореволюционная Казань с озером в центре города в описании Шаляпина: "С одной стороны Кабана тихая Татарская слобода и огромная фабрика Крестовниковых, с другой стороны Пески, где всю ночь напролет пьют, дерутся. А между этими противоположностями - спокойное, тихое пространство; в глубине его Чертов Угол, место прогулок молодежи, куда ездили в лодках шумными компаниями студенты, модистки…" А Нижний Новгород, увиденный глазами французского публициста маркиза Адольфа де Кюстина, - "это место, с которого надо писать картину".
Разные стороны жизни волжских городов раскрывались на лекциях возле павильонов.
Так, создатель проекта "Анатомия Симбирска" Дмитрий Русин рассказал о том, что в культуре и структуре Ульяновска есть некая двойственность. А сотрудница Саратовского Дома работников искусств Дарья Кумакова посвятила свое выступление тому, как складывалась художественная среда в этом городе.
Среди вечерних субботних событий стоит отметить, прежде всего, выступление артистов Самарского академического театра оперы и балета на плавучей сцене "Волна". На фоне волжских просторов классическая музыка звучала не менее впечатляюще, чем в концертных залах...