Поезд прибывает на станцию Дашково
Первой точкой на маршруте путешественников станет Поволжский музей железнодорожной техники на улице Литвинова. Здесь на железнодорожной станции Дашково, названной в честь знаменитой Екатерины Воронцовой-Дашковой, первой в мире женщины, возглавившей Академию наук в конце XVIII века, они узнают много интересного об истории Куйбышевской "чугунки" и развитии железнодорожной техники. Причем можно увидеть эту историю в натуральном масштабе, побывать внутри нее и даже что-то потрогать руками.
К слову, бывший вокзал станции Дашково, который одновременно служит административным зданием и экспонатом музея, перенесен сюда из Пензенской области и воссоздан из тех же строительных материалов середины XIX века.
О прибытии паровозов возвещает медный колокол, расположившийся на парадной стене станции-теремка. Ему, как и самой станции, более века. А поезда из прошлого столетия прибыли сюда еще в 2010 году, когда были уложены музейные рельсы. К слову, подобных музеев в России всего около десятка. Крупнейшие находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Раритетные образцы техники продолжают прибывать в музей под открытым небом до сих пор не только со станций родной дороги, но и с Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Южно-Уральской и других.
Сегодня в "экспозиции на рельсах", занимающей площадь 1,6 га, уже больше пятидесяти экспонатов: паровозов, тепловозов, электровозов.
Среди прочих раритетов примечателен макет паровоза-пионера, изобретенного уральскими конструкторами отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Самарские умельцы отыскали старые чертежи и по ним точь-в-точь восстановили машину. Напротив - легендарный паровоз Победы П-36 1954 года выпуска - последняя модель, созданная после войны по заданию Сталина. Неподалеку - "рельсовый" участок, где собраны около десяти видов рельсов - от первых демидовских (сделанных на Нижнетагильском заводе Демидова) и американских до современных. Здесь же семейство железнодорожных светофоров - от первых семафоров до привычных нам "триколоров в кепках". Рядом и ценнейший экспонат - фрагмент фермы Александровского моста через Волгу в районе Сызрани 1880 года. На путях расположились раритетные образцы подвижного состава - паровозы 1940-1950 годов и тепловозы-электровозы из 1960-1970-х. Некоторые поезда открыты для гостей музея.
Удивительным экспонатом является "Вагон-пекарня мобилизационного резерва", построенный в 1950 году на "Уралвагонзаводе" в Нижнем Тагиле. Его производительность - до 600 буханок хлеба в сутки. В экспозиции можно увидеть редкие деревянные вагоны начала XX века и вагон-теплушку 1898-го, а также трофейную немецкую цистерну 1920-30-х годов, которая попала в Куйбышев во время войны. Детей же больше всего порадуют мини-вагоны 1959 года выпуска, прибывшие в музей из Уфы.
Внутри станции - обстановка конца XIX – начала XX веков: лампы и портьеры царской России, портрет Александра II, инициатора бурного развития и строительства железных дорог, крепкий дубовый стол с печатью Самаро-Златоустовской железной дороги, действующий аппарат Морзе (с 1874 года их стали использовать самарские железнодорожники). Здесь же и телефон с крутящейся ручкой, фонарь, керосиновая лампа, старинное зеркало, гербовые чашки и блюдца. И даже подстаканники подлинные - середины XIX века с клеймом Варшавской железной дороги. Всего в музее несколько сотен уникальных вещей, в том числе редких архивных документов и фотографий.
С этим музеем будет перекликаться еще одна экскурсионная программа дня "От вагона до перрона".
Следующей туристической точкой станет 7 Avenue Hotel & SPA, где состоится презентация пятизвездочного отеля с обслуживанием европейского уровня.
фото: Поволжский музей железнодорожной техники
С высоты пожарной каланчи
В этот день журналисты побывают в еще одном музее - музейно-выставочном центре истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области на Хлебной площади.
Здания бывшей пожарной части № 1, возведенные на Полицейской (теперь Хлебной) площади в 1896 году по проекту архитектора Александра Щербачева, ныне являются учебно-административными корпусами Самарского учебного центра Федеральной противопожарной службы МЧС России.
В 2008 году эти здания были включены в реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году по федеральной программе был воссоздан первоначальный вид этого здания по чертежам Щербачева, в том числе восстановлена 26-метровая наблюдательная башня с пожарной каланчой, которую снесли в середине XX века.
Именно благодаря ей здание пожарной части №1 долгое время считалось самым высоким в Самаре. Здесь в начале прошлого века самарские пожарные несли дозор. Эта каланча своим возвращением вернула Хлебной площади утраченный исторический облик.
В башне пожарной каланчи, которая является частью музейной экспозиции, разместилась смотровая площадка с живописным видом на город и стрелку слияния рек Самары и Волги. Когда-то отсюда пожарные наблюдали за самарским заревом.
В здании музейно-выставочного центра площадью 1,3 тыс. кв. м можно узнать об истории местных огнеборцев со времен купеческой Самары до наших дней. Здесь даже сохранилась кирпичная кладка XIX века.
На первом этаже - история создания и развития МЧС в России, экран Национального центра управления кризисными ситуациями. На втором этаже - Зал славы МЧС, электронная "Книга Памяти", фото- и видеостены войск МЧС, экспозиция, посвященная Волжскому спасательному центру МЧС России.
На третьем (чердачном) этаже - пожарно-техническое вооружение и обмундирование трех столетий - с XIX века по настоящее время, в том числе пожарный насос, каски, кислородные баллоны, огнетушители и иные приборы пожарного дела. В экспозиции есть даже восстановленная пожарная труба на четырёхколёсном ходу.
Здесь около 20 макетов пожарной техники: от первых до современных, стенды с архивными документами и фотографиями, коллекции пожарного вооружения, одежды, бытовых предметов.
Напомним, пресс-туры "Поехали! Зимний отдых в Самарской области" проходят каждую неделю всю зиму. Проект направлен на популяризацию внутреннего туризма среди жителей области и гостей из других регионов России.
фото: Самарский учебный центр Федеральной противопожарной службы МЧС России