Слияние искусства и науки
Технологический прогресс и научные достижения всегда расширяли возможности искусства. Благодаря им появились новые направления для творчества - фотография, кино, видео-арт, интернет-арт. Искусство XXI века - не исключение. Оно обращается к стремительно развивающимся современным технологиям. Художники все чаще рассуждают о преимуществах и проблемах, которые возникают под влиянием четвертой индустриальной революции (Индустрии 4.0), когда IT-сфера проникает во все сферы человеческой жизни.
- Взаимодействие искусства с тем, что пришло не из мира искусства, - феномен не новый, - говорит один из кураторов выставки Анна Зайцева. - "Мультимедиа Арт Музей" появился 25 лет назад как Московский дом фотографии. Именно фотография была тем первым медиа и техническим изобретением, которое не создавалось специально для художников. Сотни физиков и химиков явно не для красоты мудрили, как им получить изображение, как его зафиксировать, какие оптические приспособления для этого необходимы. Фотография с момента своего появления в 1839 году использовалась в различных прикладных областях, начиная от промышленности и заканчивая военным делом. Чтобы стать полноправным обитателем музеев, фотографии понадобилось пройти долгий путь в 100 лет. Сегодня все гораздо быстрее. Современные музеи оперативно реагируют на инновации, которые происходят за их стенами, они стали менее консервативны. Экспозиция "Искусство будущего" представляет проекты, которые в концентрированном виде показывают основные тренды в российском и международном современном искусстве.
Освоить космос и посмотреть сны
В галерее "Виктория" собраны шесть проектов авторов мультимедийного искусства. Каждый из них размышляет о том, как масштабная цифровизация реальности и распространение искусственного интеллекта могут повлиять на общественную жизнь и сознание людей.
Характерной и распространенной приметой современного искусства является взаимодействие художника с учеными - биологами, оптиками, физиками. Ростан Тавасиев совместно с астрофизиком Сергеем Поповым работает над проектом "Планетарные туманности". Вместе они размышляют о будущем, когда человечество полноценно будет осваивать космические просторы. Из каких материалов художники будут тогда делать искусство? Можно ли использовать для создания работ астероиды, кометы и даже туманности? Можно ли космическим явлениям придать фигуративную форму?
В экспозицию вошли три проекта скульптур, "материалом" для которых служат планетарные туманности CAPOS (PN) 0011 в созвездии Жирафа, CAPOS (PN) 0013 в созвездии Кормы и CAPOS (PN) 0016 в созвездии Стрельца. Размер одной такой скульптуры может быть сопоставим с Солнечной системой. Все, что придумал Тавасиев, не противоречит физической логике, но реализуемость таких работ сомнительна и дискуссионна. Художественное освоение космического пространства слишком затратно и требует несколько тысячелетий на воплощение идей.
Другой околокосмический проект представил Павел Пепперштейн. Его проект "Победа над будущим" - это графическая серия абсурдистских ландшафтов далекого будущего. Художник свободно апеллирует визуальными кодами и идеологемами всех эпох и стран. Утопия, которую спроектировал Пепперштейн, сложена из хорошо узнаваемых визуальных элементов мировой культуры, начиная от египетских пирамид и заканчивая супрематизмом Малевича. Каждую из 22 работ можно разгадывать, как ребус.
Способность искусственного интеллекта создавать сновидения исследовала арт-группа Gray Cake (Саша Сереченко и Катя Пряник). В проекте "Сны машины" художники обратились к концепции алгоритмического бессознательного. Они получили доступ к базе текстовых отчетов о сновидениях лаборатории нейровизуализации сна при Женевском университете. Весь архив данных (34 тыс. сновидений) художники загрузили в нейросеть, и та сгенерировала "собственные сны" в виде текстов. Затем арт-группа подключила другую нейросеть, которая превращает тексты в изображения. Полученные картинки художники собрали в видеоряд, который и представлен в стенах галереи.
Пересечение двух миров
Виртуальная реальность стала предметом изучения Максима Змеева. Темой его проекта Type 1.5.11 стали видеоигры как продолжения реального мира. Художник нашел и исследовал недоделанную разработчиками и плохо продуманную компьютерную игру Fallout 76. В ней нет сюжета, а игроки занимаются лишь строительством разного рода архитектурных сооружений. Змеев полгода путешествовал по виртуальному ландшафту, выискивая здания, которые достойны внимания с точки зрения архитектуры. На выставке представлена концептуальная серия фотографий, сделанная художником с помощью камеры внутри игры. Кроме того, автор провел своеобразное социологическое исследование: его интересовало, как облик здания связан с психологическим портретом автора. В итоге обитателей игры он разделил на несколько категорий. Самая многочисленная из них - "стражники", главная задача которых - охранять свою территорию. Их постройки напоминают крепости и оборонительные базы. "Торговцы" строят магазины, "земледельцы" разбивают сады, "ремесленники" создают мастерские. Уникальные здания проектируют лишь "философы" - самая малочисленная категория.
Художник Павел Чекулаев продолжает тему Максима Змеева. Его видео "Новости" имеет классический телевизионный новостной интерфейс, но все сюжеты относятся к игровому миру - они проиллюстрированы вставками из стримов видеоигр. Например, в одном из сюжетов художник совместил симулятор для дальнобойщиков и включение из игры, где участники обсуждают пробки и качество дорог. Чекулаев проектирует виртуальные новости: компьютерный мир он противопоставляет реальному и подчеркивает сближение этих двух реальностей с помощью визуальных приемов.
О том, как происходит слияние цифрового и материального миров, также рассуждает московский художник Дмитрий Кавка. Его проект "Гуглонатюрморты" занимает большую часть выставки и создан в соавторстве с нейросетью. Художник задал специальные алгоритмы и "объяснил" искусственному интеллекту, что такое натюрморт. Нейросеть, в свою очередь, своеобразно поняв всю историю развития натюрморта и используя огромную базу изображений из интернета, сконструировала то, что в ее представлении является натюрмортом. Затем Кавка объединил цифровые технологии и традиционные художественные техники - полученные натюрморты он воспроизвел на бумаге в графике и акварельной живописи. Кроме того, художник показал полный процесс генерации натюрмортов, подписав каждый элемент в своих работах ссылкой, откуда нейросеть брала изображение.
- Галерея "Виктория" много лет сотрудничает с "Мультимедиа Арт Музеем" и его директором Ольгой Свибловой, - говорит куратор галереи Сергей Баландин. - Мы уже показывали и отдельные работы из коллекции московского музея, и масштабные привозные проекты. Наша нынешняя выставка - лишь часть большого проекта Первой международной биеннале, которая проходила год назад в Москве. Теперь и в Самаре можно слегка прикоснуться к новейшему искусству и побольше узнать о будущем, которого мы так жаждем.
Выставка продлится до 29 января.