Главный – папа
- Эдуард, начнем от печки?
- Давайте… В нашем деле первый – мой папа. Артур Юрьевич Деско – основатель нашей музыкальной фамилии, самый главный человек в семье. Дай Бог ему здоровья. Кларнетист, саксофонист, в прошлом – руководитель оркестра во Дворце культуры "Синтезкаучук". У него был большой, яркий коллектив, и руководить им – очень серьезная работа. Следующим в династии музыкантов стал я. Пошел по его стопам. Учился в музыкальной школе, потом в училище. И сестричка моя тоже училась играть на фортепиано. Супруга Светлана – дирижер-хоровик. Много лет проработала музыкальным руководителем в девятнадцатом лицее. Следующее поколение – наша дочка Кристина. Она тоже училась в музыкальном колледже, в консерватории. Теперь музыкой занимаются внуки. Как это говорят: яблочко от яблоньки? Упали наши яблочки правильно. Как раз рядышком.
Старший внук Кирилл учится в выпускном классе в школе, играет на саксофоне. Недавно на городском конкурсе "Юный эрудит" он занял первое место. А младший внук Эдуард получал медали за первые места конкурсах еще в детском садике. И как раз тогда он сказал сакраментальную фразу, с одним очень трудным для дошкольника словом: "Хочу выступать на межогородных конкурсах". Сейчас он учится в первом классе. А недавно уже спел на концерте в Тольяттинской филармонии вместе с оркестром.
- Похоже, это вы Эдуарда-второго на премьеру благословили?
- Похоже, так. Я сделал инструментовку песни, которую он исполнял в программе "В стране Мультипультии". Волновался мальчишка, конечно, очень. Ведь любой выход на сцену для всех артистов – волнение, я с этим тоже борюсь. Но в тот день в зрительном зале бабушка и мама волновались ещё больше нашего певца. Я был на сцене и тоже переживал, но все у него получилось хорошо.
Пианистом не стал
- Вы учились в музыкальной школе, играли на фортепиано. Не на саксе, как папа. Не на трубе, как сейчас…
- Да, но пианистом не стал, выбрал трубу.
- За что полюбили этот инструмент?
- А за то, что труба и трубач – первые в оркестре. Всегда первые.
- Оправдал инструмент ваш выбор?
- Да. Но вот всю жизнь играл я на трубе, а в один момент стал задумываться: неправильно я это делал. И касается этот мой вывод не только меня. Наблюдал за друзьями-трубачами и убеждался: неправильно играем.
- Во второй половине карьеры и такое открытие…
- Когда в девятнадцатом году был у нас этот вирус, я тоже заболел. Лежал тогда с ковидом и много думал. И чаще как раз об этом. С того самого девятнадцатого года стал заниматься на трубе серьезно. Слава Богу, интернет в этом помогает. Мастер-классы музыкантов слушаю. Один трубач на таком мастер-классе как-то сказал: "Само слово "играть, игра" – предполагает, что все в исполнительстве должно быть легко, красиво". К этому и надо идти, а мы играли очень тяжело. Неправильное дыхание, не та постановка мундштука на губах. Не то… Вот я и занялся этим трудным делом с новым упорством. Без выходных. С утра, а иногда и после концерта. Пропустишь день – потом не нагонишь.
- И это значит, что сейчас вы уже играете правильно?
- Спустя столько лет? Нет, так уже не заиграешь. Все приходит с опытом. Зато у меня появилась большая тяга заниматься, какой раньше не было. Я могу диссертацию об этом написать. Так всерьез и по-новому я к этому отнесся.
Крестный отец
- Крестный отец духовиков…
- Это про отца. Очень много хороших ребят, нынешних музыкантов вышло из оркестра папы. У меня учеников нет. Так, занимаюсь сейчас с одним мальчишкой на трубе. Но очень трудный это инструмент. Хотя после того, как отец ушел из оркестра, коллективом немного руководил я. Но бросил. Потому что это тяжкий труд. А не так давно я всерьез стал размышлять о том, чтобы начать преподавательскую деятельность в музыкальной школе. Пока мой ответ самому себе отрицательный.
- Чему, кроме музыки, научил вас отец?
- Ответственности. Отношению к работе. Его рабочий день – с девяти до девяти. Думаешь об этом и понимаешь, как много сил и умения отвечать за свои дела, за свое право быть в профессии требуется от оркестранта. Но в оркестре я играл не всегда. Чем только в жизни не занимался…
- Чем? Поделитесь.
- В молодости хотелось заработать. Играл в ресторане, в девяностые ездил в Москву, пытался торговать. Помимо работы в оркестре на 313-й "газели" рулил, даже такой период у меня был. Дома строил. Для себя и для дочки. Нам ведь песня строить и жить помогает. Очень уютные дома получились.
- А откуда у трубача умение строить?
- Я и сам до сих пор в шоке. Не понимаю, как это я смог.
Выходцы из цирка
- Ваш младший внук Эдуард вышел на сцену филармонии в свои семь лет. А в каком возрасте у вас это произошло?
- Ну, раз мой папа всегда на сцене – значит я, как и мой внук, тоже с детства. В серьезном оркестре оказался уже после армии, хотя во время службы я тоже играл. И на плацу, и на сцене. В те времена было много армейских конкурсов, почти все Поволжье объездили. А в джаз-оркестр филармонии я пришел за Валерием Мурзовым. Были знакомы. Он тоже учился в музыкальном училище, только на курс старше. Вместе играли в цирковом оркестре. Но тот цирк был летним, и когда шапито закрывалось осенью, завершал свою работу и оркестр. Так прожили несколько сезонов. А потом заговорили о том, что нужен какой-то новый серьезный коллектив. Собственно говоря, так наш джазовый и вырос из того, циркового.
- Музыкальная семья - музыкальные традиции? Звучит ли музыка в домашние праздники или просто по вечерам? Поете ли дома вместе?
- Когда еще здесь, в городе, жили, такое бывало часто. Сейчас, в Тимофеевке, почти совсем перестали. Зато наш дом соседи музыкальной школой прозвали.
- Почему?
- Все люди в Тимофеевке знакомы. Все друг друга знают. На нашей улице разные дома есть. У одного дома прозвище "железяка". У другого – "мегафон". А у нас – музыкальная школа.
Внук вдохновил
- Вы аранжировали целую программу песен для детей.
- Да. Внук меня вдохновил песней из мультика, которую исполнил. Маленьких детей на тот концерт пришло много. Он запел, и дети в зале сразу с удовольствием стали ему подпевать. Песни-то из мультика, ребята их знают. Волнительно и приятно. После этого я сразу и написал целую программу детских песен. На два отделения концерта.
- Что-то новое аранжируете? Пробуете новинки на младшем?
- Пока не пробую, но еще одна задумка у меня есть. Все в общем-то уже готово, надо записывать. Говорю Эдику: тебе решать, что станешь исполнять. Не все ему, между прочим, нравится. Выбирает.
- А к Новому году внук готовится? Деду Морозу пишет?
- Пишет, рисует. Когда поменьше был, в предновогодье мы все вместе хороводы дома водили. Я и сам Дедом Морозом наряжался. Но вот в прошлом году внук сказал мне: "Хорош уже, деда". Узнал.
Концерт синтезаторов
- На свои концерты внуков в качестве зрителей берете?
- Конечно. А как же? Ведь дедушка – трубач.
- А оркестр без трубы можно себе представить?
- Признаться, о чем я по этому поводу думаю? Если мы не изменимся, а меняться надо, то скоро случится концерт… синтезаторов. Выйдут на сцену синтезаторы и будут играть.
- Но ведь вы же этого не допустите, правда? Вон какие музыкальные внуки выросли.
- На них и надежда. Когда ушел на пенсию, думал не только о том, как играю, но и как живу. Задавался вопросом: неужели у меня ресурс заканчивается? Хотел уже все это дело бросать. А потом решил: "Нет! Ни в коем случае, рано еще". Я – человек по жизни неугомонный. Всю родню мучаю разными инициативами: то давайте на лыжах покатаемся, то в лес пойдем. В любое время года. Летом – речка. Лодка когда-то у папы была. И тут у друга-музыканта тоже лодка появилась. Позвал он меня: поедем. И мы поехали. Представляете, я на водные лыжи встал!
Про любовь
- Про семью – про любовь. Умеете сказать своей любимой Светлане красивые слова, сделать красивый романтичный подарок жене?
- Лет пятнадцать назад, уж не помню точно, когда, включаю компьютер, слушаю музыку. И мне как-то сразу очень понравилась одна песня. Я с тех пор эту песню каждое утро включаю, и под эту музыку подаю Светлане кофе в постель.
- Завидная и красивая история.
- Или вот случай был. В день рождения я пригласил супругу в кино. На ночной сеанс, между прочим. Не помню, что за фильм. Кроме нас – никого. Я ей говорю: "Это для тебя я весь зал выкупил". Посмеялись. Так вдвоем кино и смотрели.
- А вы со Светланой когда-нибудь ссоритесь?
- Ссоримся. Но я первый прошу прощения. Не важно, прав я или виноват.
- Горожанин Эдуард Деско стал настоящим жителем села Тимофеевка?
- Какое там! Тимофеевка – это же город.
- И в сельское хозяйство не окунулись?
- Я – нет. Супруга в нем, да. Всегда смеюсь в разговорах на эту сельхозтему: а давай бетоном все закатаем. Не соглашается. Меня вот часто спрашивают, какая живность у нас в Тимофеевке есть.
- А она есть?
- Однажды дядя привез нам осенью двух гусей. Жили эти гуси, жили… Дожили до зимы. Но настали холода… И я уже пою: "Пожили у бабуси два веселых гуся".
- Трагическая история…
- Вот это точно. Пожили наши гуси… Пока я еще работаю в оркестре, но потом, может быть, курочки у нас все же появятся. Интересные это птички. Кудахчут, поют…
- А пока птичек в вашем хозяйстве нет, пообещаете, что у вашего детского концерта будет продолжение?
- Обещаю. Но о своей задумке пока не скажу. Идея есть – аранжировка тоже будет.