"Разобрали" Италию с Исландией
- Как узнали о приглашении в сборную?
- В конце октября Зоран Лукич был утвержден исполкомом Российской федерации баскетбола главным тренером сборной. Через неделю после этого он позвонил мне. Мы с Зораном были знакомы по юношеской сборной России. Он ее тренировал, я был одним из кандидатов в состав. Позже мы пересекались, когда "Самара" противостояла "Нижнему Новгороду" в Кубке России. Я удивился его звонку. Еще больше - словам, что он рассматривает меня как кандидата на пост тренера-скаута. В задачу этого специалиста входят аналитический разбор игр, подготовка видеообзоров матчей команд-соперниц и помощь во время тренировок. Я согласился. Но допускал, что могут не утвердить. Через некоторое время после того разговора Зоран снова позвонил и сказал: "Работаем вместе". Ну и озвучил план на сбор перед играми с Италией и Исландией в Санкт-Петербурге.
- Кто еще вошел в его штаб?
- Помощник по тренерскому штабу БК "Нижний Новгород" Сергей Козин и тренер по физподготовке Дмитрий Васильев. До приезда в Питер я подготовил, по заранее оговоренному плану, видеоразбор матчей сборной Италии. А на сборе "разобрал" Исландию. Также участвовал в тренировках сборной, контролируя отработку действий в защите.
- Ваши выводы по сборной Италии совпали с ее игрой?
- К этому сопернику мы готовились пять дней. Разобрали досконально: кого из игроков соперника и в какую сторону можно запускать, кому можно давать бросать издали, кому - нет. Сергей Козин знаком с требованиями главного тренера, и на нем была итоговая часть разбора. Зоран Лукич принял план на игру, используя некоторые наши аналитические подготовки и видеоразбор команды. А игроки - воплотили на площадке. Мы смогли удивить многих не просто победой, а выигрышем с разницей в 14 очков (92:78).
- Сборная Исландии казалась более легким соперником. Ее игру легче разложить на компоненты?
- Сложнее. Исландцы демонстрируют нестандартный баскетбол. В составе два "больших" игрока ростом 215 см. Остальные - невысокие по меркам баскетбола (190-200 см) игроки, но подвижные, с хорошим броском. Я выделил поставленную игру этой команды и работу тренера Крейга Педерсена, который за счет сильных сторон скрывает слабости сборной. Мы их разглядели и умело это использовали - 89:65. Зоран Лукич отметил: по итогам первого сбора добились стопроцентного результата. После пожали друг другу руки и разъехались по клубам. Соберемся в конце февраля на два матча со сборной Нидерландов. 24 февраля играем в России, 27-го - в гостях.
- Экипировку получили?
- Выдали объемную сумку. Самое приятное было надевать майку с гербом на груди и надписью "Россия. Национальная команда".
- Профессионально занимаясь баскетболом, вы мечтали попасть в сборную. Можно сказать, что мечта сбылась?
- Я входил в число кандидатов в сборную России до 16 лет, а дальнейшее было для меня в целях и мечтах. Хотя пример Сергея Торопова доказывает, что можно быть приглашенным в национальную команду, минуя юношеские. Но войти в тренерский штаб сборной - это особенный момент. Полгода назад я обсуждал с коллегами игру сборной России против Германии. А теперь смог участвовать в процессе подготовки сборной. И благодарен людям, которые пригласили меня в тренерский штаб. Я надеюсь помогать команде и сам профессионально расти в этом коллективе.
- Понимаете, что вошли в историю как первый тренер из БК "Самара", призванный в штаб мужской сборной РФ?
- Об этом не думал. Игра за сборную придает особый статус игроку. Он на площадке, за ним пристально следят, оценивают его игру. Матчи выигрывают игроки. Работа тренера-ассистента не так видна. И ее тяжело оценить со стороны.
Тренер в 19 лет
- Как получилось, что вы, воспитанник самарского баскетбола, уехали играть в Саратов?
- В 14 лет меня и четверых самарцев пригласил перейти в систему БК "Автодор" (Саратов) его президент Владимир Евстафьевич Родионов. Со мной переехали мой старший брат Андрей Полинкевич, Константин Кадыков, Евгений Кусакин и Никита Васильев. Затем кто-то перешел из юношеской команды в "молодежку" и основной состав "Автодора", кто-то вернулся в Самару.
- Почему завершили карьеру игрока в 19 лет?
- Из-за хронической травмы ахиллова сухожилия. Я обследовался у пяти специалистов в пяти клиниках. И узнал пять разных диагнозов. Испробовал все: уколы, ударно-волновую терапию, компрессы, мази, накладывал тейп. Но каждый раз после одной-двух тренировок боль возвращалась. Я промучился полгода в "молодежке" "Автодора", затем попытался продолжить карьеру в молодежном составе "Красных Крыльев", которые базировались в Тольятти. Череда травм вынудила завершить карьеру.
- Закончить как игрок в 19 лет - это крах всех надежд?
- Уже в 17-18 лет чувствовал: не хватает "физики" для перехода на более высокий уровень игры. И травмы не позволяли набрать нужные кондиции, чтобы заиграть во взрослой команде. Но я очень люблю баскетбол. Можно сказать, я им живу. Принял решение: хочу остаться в баскетболе надолго. И начал тренировать в 19 лет.
- Как это произошло?
- Позвонил известному самарскому тренеру Игорю Николаевичу Тальских. Поступил в Самарский педагогический университет. Начал помогать Тальских готовить команду юношей и работать под руководством президента БК "Самара" Камо Сергеевича Погосяна в структуре клуба.
- Через год Сергей Зозулин пригласил вас, 20-летнего, на должность ассистента в команду суперлиги. Как восприняли это предложение?
- Как аванс. Старался "пахать" на 150 процентов. Особенность ситуации была в том, что я не играл на таком уровне. А многие из тех, с кем тренировался, выступали в этой команде. Сергей Александрович Зозулин помогал, давая мне возможность что-то подсказать и показать игрокам. Видя, как главный тренер доверяет, баскетболисты начали относиться по-другому. Но были те, кто пытался вести себя по-прежнему, по-свойски. Пришлось с несколькими игроками вообще прекратить общаться.
- С 2017 года "Самару" возглавил Игорь Грачев. Как при нем изменились ваши обязанности?
- Остались прежними: видеоразбор матчей, разбор и предоставление данных об игре команды соперника, индивидуальная работа с игроками в зале. Это незаметная объемная работа. Но при Игоре Игоревиче мой вклад в тренировочную работу в зале стал больше. Меня это радовало. Чем больше участвуешь в общекомандном процессе, тем больше хочется работать. Мы обсуждаем план тренировки. Затем я составляю набор упражнений для игроков задней линии и работаю часть тренировки с ними самостоятельно.
- После каждой четверти каждого матча берете протокол. Для чего?
- В первую очередь обращаю внимание на количество подборов, баланс атак с дистанции и из-под кольца. Отмечаю количество фолов у игроков и проведенное время на площадке. Также делаю экспресс-анализ игры лидеров соперника. Отмечаю, кого из них можно попытаться дополнительно "нагрузить" фолами. Информацию довожу главному тренеру.
- Почему в баскетболе статистике придается такое большое значение?
- Мы верим в нее, с ее помощью анализируем игру и доносим информацию до игроков. Например, если игрок редко бросает со средней дистанции, то с ним нет смысла играть от прохода под щит. А в сборной анализируется еще больше компонентов игры. Но, донося до игроков, всегда отмечаем: "Возможно, он сыграет иначе". В отдельно взятой игре баскетболист, реализующий трехочковые броски с 10-процентным попаданием, может забить три из трех.
Говорим интересно о баскетболе
- Вы ведете в приложении Google подкаст (аудиоблог в интернете) про баскетбол "Держи баланс". Для чего?
- Я переслушал все российские подкасты про баскетбол - показалось мало. Слежу за подкастами зарубежных специалистов. Пока дается с трудом из-за особенностей перевода. А мне интересно слушать мнения и интервью игроков, тренеров, экспертов. Вот и решил запустить свой подкаст. Составил список из 25 собеседников, с которыми интересно поговорить о баскетболе и поделиться этим с миром. Выпустил четыре подкаста. Героями стали капитан "Самары" Артемс Бутянковс, главный тренер "Уфимца" Эдуард Рауд, один из лидеров "Самары" Владимир Пичкуров и экс-главный тренер "Автодора-2" Николай Шманов. Записал, но не выложил подкаст с земляком, экс-игроком "Самары" и нынешним тренером "Динамо" (Владивосток) Алексеем Голяховым. Хотел делать выпуски раз в две недели, но после приглашения в штаб сборной нагрузка увеличилась. Наверное, сделаю паузу.
- В каждом эпизоде вы больше часа говорите только о баскетболе. Не скучно?
- Для меня - нет! Разговор длится два часа. Но после монтажа эпизод сокращается до 60 минут. Для меня они пролетают мгновенно. Ведь я выбираю таких собеседников, с кем о баскетболе можно говорить бесконечно.