Колокольный звон во время матча
Акция была организована самарским историко-краеведческим музеем имени П. В. Алабина совместно с фондом содействия сохранению культурного наследия "Южный Урал". Провел экскурсию историк, сотрудник Музея Модерна Леонид Копылов.
Это небольшое путешествие началось от стадиона "Динамо", где раньше находилось старое Покровское кладбище.
- Появилось оно в 1830-е годы, - рассказывает экскурсовод. - Это было третье по времени самарское кладбище. Оно было обозначено на одном из городских планов. По нему видно, что тогда кладбище находилось на городской окраине, отделенной от исторической части большим оврагом. Есть миф, что на месте кладбища сразу же построили стадион. На самом деле это не так. Кладбище было закрыто задолго до революции, на его месте появился Покровский сад, а стадион построили в 1948 году. Но в то время действительно большая часть сохранившихся захоронений была уничтожена. Свидетели рассказывали, что найденные при строительстве стадиона кости покойников свозили на свалку.
Неподалеку от стадиона - Покровский собор, который, как известно, никогда не закрывался. Экскурсовод рассказал любопытную историю, связанную с ним:
- В шестидесятые годы мой дед играл за футбольную команду "Крылья Советов". Матчи тогда проходили на стадионе "Динамо". Храм - поблизости. Каждый раз, когда наши игроки забивали гол, вспоминал дед, с колокольни храма раздавался звон, которым приветствовалось это событие.
Экскурсия прошла по улице Льва Толстого. Само ее название достойно упоминания в Книге Гиннесса. Эта улица, бывшая Москательная, получила свое нынешняя имя в 1908 году, когда всенародно праздновался восьмидесятилетний юбилей великого писателя. Это событие было из ряда вон выходящим: до этого не было принято называть географические объекты именами живых людей. В нашем городе появилась первая в мире улица Льва Толстого. Экскурсовод обратил внимание и на другие интересные факты из истории этих мест. Именно по улице Льва Толстого шли похоронные процессии, когда усопших провожали в последний путь на Всехсвятское кладбище. В красном кирпичном здании недалеко от пересечения с нынешней улицей Буянова располагалось здание больницы общества Красного Креста. Оно было построено в 1902 году в русском стиле с элементами классики по проекту епархиального архитектора Тадеуша Хилинского. В советское время там располагался родильный дом, тогда же к зданию достроили третий этаж.
- Больница была оснащена новейшим медицинским оборудованием, - рассказывает Копылов. - Здесь было проведено электрическое освещение, паровое отопление, действовала современная система водоснабжения и канализации. Это же можно сказать и о соседнем здании - построенной в 1914 году бывшей детской инфекционной больнице. Деньги на ее возведение выделил купец Лаврентий Аржанов.
Кстати, детская смертность в Самаре в те времена была очень высокой.
- Особенно часто и дети, и взрослые умирали от холеры, - утверждает историк. - На Всехсвятском кладбище для них выделили отдельный участок, и был он довольно обширным. На одном из сохранившихся памятников я видел такую надпись: "Умерший от холеры". Эпидемия, как правило, затихала только с наступлением холодов.
Землянки на привокзальной площади
Путь экскурсии лежал через привокзальную Комсомольскую площадь. С ней также связано несколько трагических страниц самарской истории, о которых напомнил экскурсовод:
- В 1915 году, во время Первой мировой, в Самару хлынули потоки беженцев с окраин Российской империи - поляки, латыши, литовцы. Их негде было размещать. И они ночевали прямо около привокзальной площади. Один из журналистов газеты "Волжский день", чтобы привлечь внимание к проблеме беженцев, объявил акцию: "Давайте собирать деньги на строительство землянок на площади". Во время голода 1921 года вокзал "штурмовали" несчастные голодающие, стремившиеся уехать на юг. О тех событиях Александр Неверов написал повесть "Ташкент - город хлебный" (12+).
Экскурсия проходила мимо двухэтажного кирпичного здания на Спортивной, 11, где ранее располагалась Константиновская богадельня (теперь там Самарский колледж транспорта и коммуникаций). Это здание примыкало к кладбищу.
- Богадельня была построена в 1872 году купцом Иваном Константиновым, выходцем из Ярославской губернии, - рассказывает историк. - Как и трое его братьев, он был владельцем парохода, который вез пшеницу из Самары вверх по Волге, а затем ее доставляли по всей Европе. В кирпичном здании возле бывшей богадельни, по моим предположениям, располагался морг.
"Мир праху твоему"
Затем участники экскурсии подошли к одному из участков Всехсвятского кладбища, которое ныне признано выявленным объектом культурного наследия. Первые захоронения здесь появились в 1860-е годы. Своим названием кладбище "обязано" одноименному храму, который находился на его территории. Располагалось оно на территории в границах улиц Спортивной, Урицкого и Красноармейской. Были тут и православный, и старообрядческий, и баптистский, и лютеранский, и католический, и мусульманский, и караимский участки.
На Всехсвятском кладбище были похоронены люди, без которых невозможно представить себе самарскую историю конца XIX - начала XX века. Купец, художник, краевед Константин Головкин, мать Алексея Толстого писательница Александра Толстая-Бостром, знаменитый историк, академик Сергей Платонов, популярный в свое время актер Виктор Мамонтов, начдив Красной армии Николай Щорс, городской голова Михаил Челышев, имевший репутацию "апостола народной трезвости". Здесь же был похоронен Тимофей Соловьев - человек, которого при жизни называли "русским Дарвином". Он работал на железной дороге и писал философские и научные сочинения, имевшие отклик во всем мире. Были здесь могилы десятков тысяч людей, наших предков, о которых мы ничего не знаем.
Официально некрополь был закрыт в 1926 году. На его месте был разбит парк имени Щорса, рядом построили Дворец пионеров и школьников, средние школы № 42 и № 137 (бывшая № 36), хлебозавод № 2, жилой массив.
- Несмотря на то, что кладбище закрыли, отдельные "семейные" захоронения появлялись вплоть до 1940 года, - рассказывает Копылов. - Так, академик Платонов был похоронен здесь в 1933-м.
Захоронения сильно пострадали от местных вандалов, которые тащили с заброшенных могил ограды и памятники. Этому способствовало и принятое летом 1930 года постановление горсовета, фактически узаконившее разграбление. На том месте, где сейчас проходят раскопки, раньше располагались корпуса хлебозавода № 2. Ныне они снесены, и здесь будет построен жилой комплекс. Сейчас идет подготовка стройплощадки. Участок огорожен, подходы к нему заросли бурьяном.
Проходим к местам раскопок, где ранее располагался один из православных участков кладбища. Шурфы вырыты примерно на метровую глубину.
Нас встречает руководитель археологической экспедиции, научный сотрудник фонда "Южный Урал" Дмитрий Светоносов.
- Начали мы, как и положено, с археологической разведки, - рассказывает он. - Было сделано 17 шурфов, благодаря чему мы смогли определить границы объекта культурного наследия. Захоронения датируются концом XIX – началом XX века. Когда в тридцатые годы здесь строили хлебзавод и рыли траншеи для фундамента, рабочие нередко натыкались на могилы. Останки вывозили за город и уничтожали. Впрочем, к тому времени часть захоронений была уже разорена, а из склепов были украдены материальные ценности. Нам попадались останки с пулевыми отверстиями. Это были либо репрессированные, либо погибшие в Гражданской войне: совсем рядом проходили бои за железнодорожную станцию.
Найденные в ходе раскопок останки, как сообщил археолог, будет изучены антропологами, а затем перезахоронены.
Несмотря на деятельность мародеров, археологам удалось сделать немало находок в захоронениях.
- В основном это нательные кресты, - говорит Светоносов. - Из бронзы, серебра, перламутра, кости. Единичные случаи - золотые кресты. Как правило, надевались они на обычной веревочке. Цепочек нам не попадалось. Один из необычных крестов представляет собой образ Христа на распятии. Было найдено два экземпляра Евангелия вместе с захоронениями монахов. Обнаружили мы и пять могил военных - поручиков и рядовых. Рядом с ними были знаки отличия - медали и ленточки. Среди находок есть медальоны, монеты, складни, куда помещались миниатюрные иконы, элементы надгробных украшений - деревянных, тканых либо бумажных. На одном из них можно увидеть надпись: "Мир праху твоему". Найдены фрагменты гробов. Целиком сохранились немногие из них. Это связано с тем, что почва здесь по своему химическому составу довольно "агрессивная". Все находки мы тщательно запаковываем. Затем будет составлена опись, проведена реставрация. После чего находки поступят в фонды Самарского историко-краеведческого музея имени Петра Алабина.
Совсем невелика вероятность того, что будут найдены захоронения Константина Головкина и других людей, сыгравших важную роль в истории нашего города: памятники и могильные плиты с указанием имен умерших здесь практически уже не находят.
Наверное, работа археологов должна завершиться не только передачей найденных артефактов в музей, но и появлением памятного знака. Свидетельства о всех тех людях, чья посмертная судьба сложилась так печально.