Решительность и немного фатализма
Проводить фестивали в тольяттинском "Колесе" начал в 1993 году основатель театра Глеб Дроздов. Первый был посвящен итальянской драматургии. В 2000-м форум стал называться "Международный театральный фестиваль на Волге". Проводить его решили ежегодно, чередуя эксперимент и классику. Фестиваль прошел в 2001-м, 2002-м и 2003-м, а в 2006-м получил название "Театральный круг". Последний провели в "Колесе" в 2014-м. Он был посвящен творчеству Василия Шукшина. В этом году "Театральный круг" прошел в "Колесе" в девятый раз.
Запланированный на 2020-й фестиваль столкнулся с теми же трудностями, что и все сегодняшние культурные события, и потребовал от организаторов решительности, мгновенной реакции на смену обстоятельств и немного фатализма. Перенос даты, отмена международной программы, замена спектаклей в последний момент - рядовые по нынешним временам события. Разве что в онлайн ничего переносить не пришлось, если не считать церемонии награждения.
Вместо отмененного спектакля театра-студии "Грань" "В сапоге у бабки играл фокстрот" (заболели артисты) пришлось на несколько дней раньше сыграть "Вассу" театра "Колесо". Питерский театр "На Литейном" по той же причине заменил "Перемирие" свежей премьерой Алексея Янковского - спектаклем "Суад. Жить заново". И получил статуэтку за лучший спектакль.
Суад и Жаклин
Выпущенную за неделю до того на камерной сцене санкт-петербургского театра премьеру нужно было уже на второй показ приспособить к большому залу тольяттинского театра и сыграть для публики, которая по большей части не очень понимала, на что шла. Кто-то собирался на "Грань", кто-то - на совсем другой по характеру и актерскому составу спектакль Юлии Ауг "Перемирие". И лишь немногие помнили, что работы оригинального и непростого для восприятия режиссера Янковского когда-то привозили в Тольятти на "Майские чтения".
Спектакль поставлен по роману "Сожженная заживо", написанному автором под псевдонимом Суад. Так зовут и героиню якобы автобиографического романа - палестинку, чуть не ставшую в родной деревне жертвой "убийства чести". Обгоревшую Суад с новорожденным ребенком вывезла в Европу сотрудница благотворительной миссии Жаклин. Бесправие женщины на Ближнем Востоке и ее новая жизнь в Европе - в центре романной фабулы.
Инициатором постановки, автором инсценировки и исполнительницей главной роли стала актриса театра "На Литейном" Ася Ширшина (на фестивале она получила диплом Ассоциации театральных критиков России). Спектакль начинается с длинной и страшной истории Суад. Она стоит у микрофона в коротком бордовом платье, на каблуках и ритмично, четко, "с подачей" рассказывает, как мама душила очередную родившуюся девочку, как жесток был отец, как ее увлек сосед из дома напротив, как семья заметила беременность и, наконец, как один из родственников-мужчин попытался сжечь ее, опозорившую семью. Но подобрали какие-то женщины на улице и довезли до госпиталя.
Рассказ становится все более страшным, напряжение в зале растет вместе с напряжением актрисы. Но она не проживает историю, а именно рассказывает, хотя по-своему эмоционально и жестко. Картины возникают только в сознании зрителя. И трудно придумать более точную форму для такого сюжета. В кульминации берет слово Жаклин (Дарина Одинцова). После о своей жизни в Европе снова говорит Суад. Но все-таки самой мощной частью остается первая, посвященная палестинской жизни героини. А самой странной - последняя, в которой девушки исполняют песни Джо Кокера, "ДДТ" и "Тату". И это только в пересказе совсем непонятно, как можно увязать Суад и "Нас не догонят", но в зале прямо физически, на своей спине ощущаешь, как возникший за этот вечер зажим постепенно сменяется расслаблением мышц. Спектакль не просто декларирует, а дает почувствовать, как свобода приходит на смену несвободе. Удивительно, кстати, как все эти микрофоны, электрогитары и барабанные установки помогли освоить большой зал. На тольяттинском показе сложно было представить, как вписать такое действие в камерное пространство.
"Бесприданница" с Земфирой
Лучшим режиссером по итогам фестиваля был признан Владимир Золотарь с "Бесприданницей" Ульяновского драматического театра. В этом спектакле зрители сидят на сцене и смотрят в зал, через который проложен длинный мост. Действие, судя по телевизорам, телефонам и темным очкам, перенесено в наше время. Тонкая неброская Лариса пытается отгородиться от мира наушниками и песнями Земфиры. Но погибает, как гибли и все остальные Ларисы - от рук Карандышева, цинизма Паратова и равнодушия окружающих. Исполнительница главной роли Анна Дулебова получила спецприз жюри.
Дипломы получили артистка театра "Колесо" Александра Баушева (за исполнение роли Людмилы в спектакле "Васса"), артист Самарского театра драмы Алексей Егоршин (роль в спектакле "Вот так и живем") и мастерская Леонида Хейфеца в РИТИ - ГИТИС, представившая на фестивале диплом по актерскому мастерству по пьесе Шиллера "Коварство и любовь".
Лучшими художниками признаны Александр Мохов и Мария Лукка за спектакль "Эзоп" Альметьевского татарского драматического театра. Статуэтку за лучшую женскую роль получила актриса "Колеса" Юлия Киреева, сыгравшая Рашель в "Вассе". "Лучшая мужская роль" досталась актеру уфимского Русского драматического театра Сергею Басову (Расплюев в спектакле "Смерть Тарелкина").
В жюри "Театрального круга" вошли известные российские театральные критики Олег Лоевский, Татьяна Тихоновец и Евгения Тропп, автор этого текста, а также редактор отдела "Культура" нашей газеты Армен Арутюнов. Фестиваль получил финансовую поддержку по итогам конкурса общественных инициатив губернаторского проекта "СОдействие". Организаторы надеются, что теперь театральный форум станет регулярным и будет проходить ежегодно или как биеннале.
Фото: pixabay.com