sovainfo.ru

Страшно интересно: в музее-галерее "Заварка" рассказали о мистике в старом кино

На лекции "Носферату и другие: мистика в немецком кино" московский историк кино, германист и главный редактор издательства Rosebud Publishing Виктор Зацепин рассказал о феномене экспрессионизма в кинематографе. После лекции зрители посмотрели фильм "Носферату: симфония ужаса" (16+) Фридриха Вильгельма Мурнау.

Страшно интересно: в музее-галерее "Заварка" рассказали о мистике в старом кино Фото: Варвара Алешкина

Дух ожившего кошмара

Экспрессионистские фильмы считаются основой классического немецкого кинематографа. Они появились в Берлине в 1920 году как острый и болезненный отклик на Первую мировую вой­ну, как продолжение общей эстетики искусства начала XX века. Передовые технологии оживляли на экранах характерные для того периода чувства людей (страх, беспокойство, стресс, сомнения, одиночество) и общие настроения общества (эмоциональное подавление, всеобщая тревога, ощущение надвигающейся катастрофы). Так некое мистическое всепоглощающее "зло" обрело телесную форму.

Гротескное и искаженное изображение реальности вызывало сильные эмоции у зрителей. Фильмы позволяли им проникнуть в безумные миры героев и рождали "страшный интерес". Для достижения этой цели режиссеры использовали разные способы и средства эмоционального воздействия.

В экспрессионистском киноискусстве воображение зрителей было важнее, чем демонстрация реальной картины мира. Полутона, намеки и особые места действий. Стилизованные декорации подавались с определенного ракурса так, что напоминали ожившие экспрессионистские художественные полотна. Город будто оживал и двигался, как отдельный организм. Он, естественно, отражал чувства горожан, их внутренний мир. Беспокойство, которое грызет человека изнутри, давит на него и снаружи, через стены и фасады домов.

Другая отличительная черта - специальное освещение, вызывающее оптические эффекты и иллюзии. Контрастность, соперничество света и тени создает ощущение надвигающейся угрозы и тревоги. Такая "игра теней" позволяла показать одновременно и больное восприятие мира героем, и искаженность внешнего мира. На руку режиссерам играли и цветные светофильтры с тонированием.

Дух времени передавали и выразительные герои экспрессионистских фильмов. Это были особенные, фантастические и сумасшедшие персонажи. Сомнамбула-провидец и душевнобольной из "Кабинета доктора Калигари" (1920, 16+), женщина-демоница "Альрауне" (1928, 16+), искусственный человек "Гомункулус" (1916, 18+), бездушный глиняный "Голем" (1920, 16+), вампир "Носферату" (1922, 16+). Их образам присущи жуткие маски и чрезмерный грим, прищуренные, острые, хищные взгляды, импульсивные движения, разрушающие жизни и в целом все на пути. Режиссерам при этом было очень важно показать душевное состояние персонажей, их внутренний конфликт. Через эту тяжесть терзаний создавалась драматичная атмосфера. Ведь герои испытывают весь ужас бытия так же, как и зрители по другую сторону экранов.

 Наследие экспрессионистов

  В 1933 году многие кинематографисты покинули Германию, но продолжили свою экспериментальную деятельность в других странах. Так идеи и приемы немецкого экспрессионизма распространились по всему миру, развивая и совершенствуя жанр ужасов. Всем известные Дракула, Франкенштейн, человек-невидимка и прочие персонажи появлялись, например, в фильмах голливудской кинокомпании Universal, британской студии Hammer. Немецкий экспрессионизм окутал своей паутиной и современных режиссеров. Среди его преданных последователей - Вернер Херцог, Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Тим Бертон, Гильермо дель Торо и Роберт Эггерс.

Чтобы лучше понять, как устроен немецкий киноэкс­прессионизм и насколько он важен в историко-политическом контексте, Виктор Зацепин посоветовал гостям изучить книгу "Демонический экран" (16+). Ее автор Лотте Айснер была самым влиятельным немецким кинокритиком. Исследование 1955 года, приведенное на страницах этого издания, рассматривает общую эстетику экспрессионизма, ее влияние на немецкий театр, а затем на кино. Через детальные описания ключевых фильмов эпохи Айснер выявила типичные художественные приемы и тенденции кинематографа.

Старт проекта

Прошедшая лекция - первая из нового цикла "Феномены кино" (12+), который организовывает Музей Эльдара Рязанова. Весь прошлый год его сотрудники приглашали в Самару федеральных экспертов в области кино для проведения лекций и дискуссий. Тогда встречи проходили в кинотеатре "Художественный". Сейчас, обзаведясь новым отделом в виде "Заварки", лекторий перенесли в деревянный особняк на улице Самарской.

Лекторий "Феномены кино" будет состоять из десяти лекций и продлится весь 2024 год. На первой встрече директор музея Рязанова Мария Ионова анонсировала тему следующей лекции. 17 февраля киновед и критик Максим Семенов расскажет об этапах появления и особенностях звука в советском кино (12+).


поделиться:

Новости