От и до
О том, какие услуги могли в этом году получить молодые бизнесмены, рассказал руководитель регионального центра "Мой бизнес" Дмитрий Горшков. Во-первых, для них для всех открыты двери 11 региональных центров "Мой бизнес". Все эти площадки унифицированы, действуют по единому шаблону. Каждый предприниматель, придя сюда, может получить консультационные услуги, пройти программу обучения, при желании – воспользоваться коворкинг-центром.
Если говорить о специальных программах, то с 2022 года в Самарской области работает акселератор "Профессия "Предприниматель" 2.0". Это бесплатный курс от бизнесменов для тех, кто запускает или пока думает о начале своего дела. Он дает базовые навыки создания собственного бизнеса – от планирования до выхода на рынок, вдохновляет на новые пути решения бизнес-задач. Здесь молодежь учится у опытных бизнес-экспертов, работает с наставниками, развивает собственный бизнес-проект. Он также позволяет участникам подготовиться к получению грантов. В прошлом году акселератор прошли 150 человек, в этом – 300.
– За эти два года мы довели работу с начинающими предпринимателями до какого-то совершенства, как бы нескромно это ни звучало, – говорит Горшков. – Помимо того, что они учатся, общаются со своими наставниками, они еще на этапе обучения тестируют проекты, претендующие на получение гранта. Если комиссия, которая прослушивает предпринимателя, решает, что проект еще сыроват, ему дают время на доработку до основной защиты пред большой комиссией, решающей выделять средства или нет. Поэтому качество проектов в 2023 году значительно выросло. В этом году подали 81 заявку на грант, 60 молодых предпринимателей его получили. В следующем году программа продолжит свою работу.
Учат считать
Бизнес-наставник проекта "Профессия "Предприниматель" 2.0", амбассадор проекта "Мой бизнес 63" Наталья Виханова рассказала о типичных ошибках новичков в бизнесе. Первое, по ее словам, это "розовые очки".
– У многих молодых ребят существует иллюзия, что бизнес – это два-три действия, после которых выстраивается огромная очередь из клиентов. И они очень удивляются, когда этого не происходит, – говорит наставник. – Молодежи приходится объяснять, что большие деньги лежат не в области гениальных идей, в области постоянно повторяющихся из раза в раз, из года в год действий. Кроме того, у них нет элементарных знаний в продажах, в упаковке, и никто ничего не считает. Некоторые даже не знают точных своих продаж в предыдущем месяце. Считать им очень страшно, потому что понимают, что, если они начнут это делать, может наступить разочарование. Они не знают, как вести переписку и переговоры, как заключать итоговую сделку, не умеют работать с возражениями, с каналами продаж, хотя их, даже бесплатных, огромное количество.
Одной из тех, кто ничего не считал, была когда-то и Анастасия Святова, выпускница бизнес-акселератора, основатель бренда "В тихом омуте". Девушка говорит, что за время обучения смогла понять, как нужно внутренне свой структурировать бизнес.
– Это был колоссальный опыт. Мы обсуждали с наставником самые разные вопросы – от глупых и личных до базовых. Я узнала много важных мелочей, о которых мне никто не мог до этого рассказать. Я была тем самым человеком, который ничего не считал. Сейчас есть анализ, план, я понимаю свою целевую аудиторию, реконструирую визуал, упаковку, мечтаю о расширении штата сотрудников, хочется уже масштабироваться. Раньше у меня было мышление ремесленника, а теперь я настоящий предприниматель, – уверена девушка.
С молодых ногтей
Одна из новинок этого года – появление в проекте "Профессия "Предприниматель" 2.0" группы бизнес-волонтеров. Ее координатор Екатерина Снигирь рассказала: задача направления – развитие молодежного предпринимательства. Чтобы стать бизнес-волонтером, нужно подать заявку, обучиться основам предпринимательства и наставничества у ведущих экспертов нашего региона.
– Чаще всего ими становятся студенты старших курсов, которые либо обучаются на профильной специальности, либо уже имеют свое дело. Могут ими быть и старшеклассники. Таким образом они убивают сразу двух зайцев – учатся сами, а потом несут в учебные заведения информацию о том, в чем же состоит профессия предпринимателя, – пояснила Снигирь.
Фото: Юлия Рубцова