Спорт без границ
По данным министерства социально-демографической и семейной политики региона, число детей с аутизмом ежегодно растет. В 2018 году оно составило более 600 человек. При этом официальная статистика не охватывает тех, кто не прошел диагностику. Таким образом, детей с данным диагнозом может быть больше.
Облегчить жизнь таким ребятам помогают регулярные физические нагрузки. Доказано, что благодаря занятиям адаптивной физкультурой дети с РАС не только решают двигательные проблемы, но и становятся более обучаемы, менее тревожны, учатся налаживать контакт с окружающим миром. Пока практики по адаптивной физкультуре в регионе представлены слабо. В этом смысле проект Самарской федерации ушу стал глотком воздуха для ребят, нуждающихся в реабилитации и физическом развитии.
Тренер проекта Екатерина Добрецова рассказывает:
- Все начиналось в 2017 году. Ко мне обратилась мама особого ребенка Ксения Миленькая. Она просила позаниматься с ее сыном, который учится в ресурсном классе в школе в Южном городе. Я сначала отказалась, потому что понимала, что работа с такими детьми кардинально отличается от обычной работы.
Спустя некоторое время она приняла предложение - прошла тьюторские курсы, занятия по коррекции поведения, участвовала в супервизиях, где буквально руками учили, как работать с детьми, закончила магистратуру СГСПУ, обучалась в Москве, и это далеко не все:
- Мы начинали с одного ребенка, потом двое, потом трое… Постепенно все ученики ресурсного класса начали заниматься адаптивной физкультурой. Нам посыпались вопросы из Самары. Писали в соцсетях с просьбами включить ребенка в группу. Видя, насколько востребована такая практика, мы решили подготовить проект на конкурс президентских грантов совместно с Самарской федерацией ушу.
Индивидуальный подход
Сейчас в проекте задействовано около 20 детей и 2 тренера. Они занимаются два раза в неделю - индивидуально или в небольших группах. Родители на тренировках выступают в роли помощников. Занятия направлены на укрепление тела, повышение силы и выносливости, развитие гибкости, моторики, координации движений, чувства баланса, а также на коррекцию двигательных нарушений.
Чтобы уроки были эффективными, тренеры обучены базовым методам прикладного анализа поведения и успешно применяют его в работе. Метод минимизирует нежелательное поведение детей с РАС, помогает справляться с трудностями в обучении и на тренировках.
Перед тем как приступить к занятиям, тренер проводит диагностику. Он смотрит, насколько развита крупная моторика: умеет ли ребенок ползать, стоять на одной ноге и т. д. Также оценивается поведение воспитанника, его восприимчивость к инструкциям, мотивация.
Екатерина Добрецова поясняет:
- Самое главное - это индивидуальный подход. Даже если в группу пришло два ребенка, то под каждого приходится подстраиваться.
Для некоторых ребят действует жетонная система. Выполнив упражнение, они получают жетоны. Собрав, к примеру, пять жетонов воспитанник имеет право на поощрение. Это могут быть съедобные стимулы, например, конфета, или социальные - догонялки с тренером или похвала. Тренер рассказывает:
- Золотое правило адаптивной гимнастики - давать детям отдых и никогда не повышать голос. Они моментально считывают весь негатив и тут же прекращают слушаться. Здесь нужно быть максимально честным - нельзя прийти в плохом настроении, нельзя просто сидеть на лавке и давать указания. Каждое упражнение делаем вместе, выкладываемся на полную и постоянно говорим, какие мы молодцы.
"Моя задача - чтобы дети вышли во двор"
Наставники предупреждают: скорых результатов ждать не стоит.
Ребенку могут понадобиться месяцы, чтобы преодолеть страх и залезть на шведскую стенку или встать на скамью. Но зато помимо физических навыков он научится общению с новым человеком, поймет, что такое инструкции и почему их нужно выполнять.
- На наших занятиях дети социализируются. У них меняется график, они самостоятельно переодеваются, сообщают о своей усталости, ждут, пока тренер освободится, - рассказывает Екатерина Добрецова.
На каждой тренировке она учит подопечных помогать наставнику, преодолевать страх перед неизведанным и строить мостики дружбы.
- Ребята с аутизмом зачастую не умеют играть с другими детьми. Наша задача - научить их взаимодействовать. Если я вижу, что ребенок готов, я приглашаю его в группу. Недавно мы попробовали объединить трех детей в игре "пионербол". Это была настоящая победа, - говорит тренер. - Моя задача - чтобы дети с аутизмом вышли во двор, смогли прокатиться с горки, поиграть в мяч с обычными детьми.
По итогам проекта тренеры совместно с родителями проведут анализ проделанной работы и оценят достигнутые результаты. Дети пройдут повторное тестирование крупной моторики. В результате родители получат подробные рекомендации по физическому развитию своих чад и коррекции их поведения.
Ждут нового набора
Для Инны Ванян и ее сына Матвея физическая активность не в новинку. Мальчик уже несколько лет играет в детском футбольном клубе "Крылья мечты", ходит в бассейн и занимается капоэйрой. О проекте по адаптивной физкультуре Инна узнала в школе Южного города, в которой в специальном классе учится Матвей. Женщина рассказывает:
- Мы просто в восторге от занятий. Сейчас у деток с аутизмом нет физкультуры в школе. Поэтому тренировки в Федерации ушу - это то, чего нам не хватало. Радует то, что занятия очень разнообразные. Тренер дает полный комплекс упражнений на все группы мышц. Например, Матвей раньше не умел отжиматься, а теперь умеет, и с правильной техникой.
Крайне важно и то, что тренировки развивают интеллект ребят.
- Тренировки развивают дисциплину, дают навыки общения. Ребята пришли, по-особому поздоровались, в конце занятия собрали инвентарь, поблагодарили тренера и поаплодировали себе. Это целый алгоритм, который позволяет ребенку социализироваться, - говорит Инна.
Подробнее узнать о занятиях можно в официальной группе Самарской федерации ушу во ВКонтакте.