sovainfo.ru

Специалисты рассказали, как скорректировать детскую рассеянность

Дефицит внимания есть и у тех школьников, кто во время урока меланхолично считает ворон за окном, и у тех, кто не может усидеть за партой больше 10 минут. Как гиперактивные, так и с виду медлительные дети могут иметь проблемы с концентрацией на заданиях, а вместе с этим и неважную общую успеваемость. Причины детской рассеянности и методы ее коррекции специалисты обсудили в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.

Специалисты рассказали, как скорректировать детскую рассеянность Фото: Екатерина Ершова

На гиперскорости

Для трехлетки нормой сосредоточенности считается 10-15 минут. Специалисты допускают, что за это время ребенок может отвлекаться, но в целом его внимание должно быть сфокусировано, он должен понять саму суть занятия. Любые дела, будь то лепка или рисование, обязательно должны завершаться результатом, изготовлением чего-то. Первоклассник в норме должен удерживать внимание в течение 30-40 минут. Продолжительность школьных занятий отмеряли с учетом детской физиологии. Однако далеко не каждый ребенок весь урок остается собранным и сфокусированным.

- Дефицит внимания есть у многих детей, но у кого-то он в пределах нормы, а у кого-то - патологический, - пояснила главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях Минздрава Самарской области Инна Шадрина. - Есть подвижные дети, которые не могут долго заниматься одним и тем же делом. Однако, если переключить их деятельность, акцентировать внимание, они откликаются и выдают нужный результат. Это вариант нормы. Патологическими же считаются изменения, когда ребенок гиперактивен, не может сконцентрироваться в новой обстановке, неадекватно реагирует на замечания взрослых, есть нарушения поведенческих реакций. Чаще всего это проявляется, когда ребенок начинает социализироваться, то есть идет в детский сад или начальную школу.

В некоторых случаях даже ставят диагноз - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Подтвердить его может только врач, но заподозрить развитие под силу родителям.

- Среди клинических признаков СДВГ: невозможность физически удержаться на месте, успокоить туловище, руки, ноги и голову, эмоционально-волевые срывы и бурные эмоциональные реакции, когда ребенку тяжело самостоятельно себя успокоить, - пояснила главный внештатный детский психиатр регионального Минздрава Светлана Карпухина.

Специалисты рекомендуют сначала обратиться к психологу, а уже затем к неврологу или психиатру.

По словам медиков, бывают случаи, когда гиперактивность удается направить в нужное русло и ребенок благодаря своей энергичности везде успевает и прекрасно справляется с многозадачностью. Однако для этого нужна очень серьезная работа как родителей, так и педагогов.

Все по полочкам

Специалисты выделяют несколько причин детской невнимательности. К примеру, наследственность.

- Весьма часто во время консультирования выясняется, что в анамнезе несколько поколений этой семьи имели дефицит внимания. Однако гиперактивных детей много, а взрослых - единицы. Эта проблема, как говорят, израстается, - уточнила Карпухина.

К заметным проблемам с вниманием могут привести механические или инфекционные поражения центральной нервной системы.

- Отягощенный перинатальный анамнез, проблемы в беременности и родовые травмы могут в дальнейшем привести к рассеянности, - сообщил исполняющий обязанности заведующего неврологического отделения областной детской больницы имени Ивановой Руслан Бигбаев.

Неспособность концентрироваться на учебе в случае с первоклассниками может быть объяснена и незрелостью нервной системы. Именно поэтому врачи рекомендуют не спешить идти в школу. Отдать ребенка в первый класс лучше в восемь лет, чем в шесть. Одним из маркеров, свидетельствующих о готовности к учебе, специалисты считают смену молочных зубов. Как только верхние и нижние резцы начали меняться на постоянные, можно покупать букварь и садиться за парту.

- Был период, когда было модно отдавать детей в школу в шесть лет. Интеллектом в этом возрасте ребенок, может, и подходит для учебы, но организационные возможности, способности собраться, сконцентрироваться еще не развились в полной мере, - подчеркнула Карпухина.

Спровоцировать развитие рассеянности может и воспитание. Бигбаев отметил, что крайне важно соблюдать режим и распорядок дня.

- Несформированный режим дня, несвоевременный отход ко сну или подъем могут приводить к рассеянности. Если головной мозг уставший, он не может правильно воспринимать информацию и будет работать не с таким потенциалом, с каким мог бы. Поэтому приучать к режиму нужно с младшего возраста. Важно с ранних лет давать ребенку план действий, например: проснулся, заправил кровать, почистил зубы. Если у него нет определенного алгоритма, он не сможет в дальнейшем получать информацию в полном объеме, концентрировать внимание и будет рассеянным, - сказал Бигбаев.

По мнению врачей, дети, не посещавшие детский сад и не привыкшие к распорядку дня, чаще сталкиваются с проблемами в первом классе.

- Дети, которые приходят в школу прямо из семьи, где они были предоставлены сами себе или воспитывались в очень сахарных условиях, сложнее адаптируются, - заявила Шадрина.

Работать над собой и своими реакциями психологи советуют и родителям.

- Основная задача взрослых - верно интерпретировать причину поведения детей и сложностей с обучением. Родителям также важно обратить внимание на свои переживания, на то, как они сами с ребенком взаимодействуют, какой контакт поддерживают в этот момент и не переступают ли на сторону критики, некого демонического усилия в попытках заставить сесть, собраться и выучить, наконец, этот урок. Важно оказать организационную помощь. Возможно, стоит сделать наглядные напоминалки, развесить в комнате календари с расписанием, - порекомендовала начальник отдела консультирования, диагностики и коррекции областного центра социальной помощи семье и детям Кристина Чихранова.

Невнимательным детям надо давать отдыхать во время уроков, считают психологи.

- Если ребенку не дать возможности отвлечься на пару минут, он остальной урок все равно пропустит. Просто не воспримет информацию, ему надо дать возможность покачаться на стуле, принять удобную позу, встать, походить, - перечислила заместитель директора Регионального социально-психологического центра по научно-экспериментальной работе, кандидат психологических наук Любовь Карамаева.

Сказке - время, экрану - час

Остановились эксперты и на влиянии гаджетов на развитие ребенка. Увлечение ими формирует так называемое клиповое мышление.

- Быстрые видео, яркие картинки, которыми наполнены соцсети, не несут глубокой смысловой нагрузки, не дают импульса к дальнейшему углублению в проблему. Пролистнули и забыли, - прокомментировала Шадрина.

По словам психиатра, развитию абстрактного и логического мышления гораздо лучше гаджетов способствует чтение и обсуждение сказок. Полезнее и взаимодействие с реальными игрушками.

- Игрушка способствует развитию. Ее можно потрогать, понюхать, маленькие детки могут ее облизать, попробовать на зуб. С физической игрушкой развиваются все сферы психической деятельности: чувствительность, восприятие, формируется цельный образ предмета. В гаджетах мы часть этих показателей не находим. Нельзя попробовать виртуального героя на ощупь, нельзя его покрутить, почувствовать одновременно сразу всеми анализаторами. Кроме того, зависание в гаджетах для гиперактивных детей нередко оборачивается феноменом отдачи. Какое-то время такой ребенок залипал в телефон, сидел, сдерживал себя, а потом "взорвался". Убрал телефон и его понесло. Он не может уснуть, собраться - он декомпенсируется, - рассказала Карпухина.

Экранное время специалисты советуют сократить до часа-двух в день. Лучше оставить ребенку время для свободной игры.

- У ребенка обязательно должно быть его время, не менее двух часов в день, когда он может просто закрыться в комнате и поиграть со своей любимой игрушкой. Желательно распределять эти часы между видами деятельности, - посоветовала Карамаева.

- В начальной школе на домашние задания должно уходить не больше двух часов. Если сидеть за уроками целыми вечерами, нервная система перенапрягается и качества обучения никакого не будет, - добавила Шадрина.

По словам экспертов, рассеянных детей обязательно нужно отмечать за успехи.

 
- Я всегда говорю и педагогам, и родителям: меньше ругайте и больше хвалите. Если можно поставить, допустим, тройку с плюсом или четверку с минусом, лучше авансом дать ребенку более высокую оценку. Всегда найдется кому поругать ваших детей. Хвалите их чаще в любом возрасте, - заключила Карамаева.


поделиться: