Экскурсию по центру "Помощь" sovainfo.ru провела директор Татьяна Ушакова. Муниципальное учреждение занимает весь первый этаж дома на Масленникова, 23. И пусть внутри достаточно просторно, педагоги все же мечтают о собственном большом здании, чтобы наладить полноценную маршрутизацию внутри и разделить пространство по секторам.
А специалистов здесь и правда хватает. В центре работают преподаватели - логопеды, психологи и дефектологи, а также приходят врачи-неврологи.
Здесь 20 кабинетов, оформленных в ярких цветах с персонажами сказок. Внутри большое количество развивающего материала, сенсорных игр, а также комфортные диванчики для общения с психологами. Есть и полноценный учебный класс для детей иностранцев.
Фото: Валерия Даниэль
- Ребята получают дополнительные знания и адаптируются к городской среде. Педагоги становятся для них наставниками и помощниками. Учителя помогают ребятам освоиться в новых условиях, начиная от бытовых мелочей и заканчивая праздниками русской культуры. Проводятся мероприятия, где дети разных национальностей знакомятся друг с другом, показывают традиционную одежду, угощают родными блюдами. По итогу ребята чувствуют себя равноправными членами коллектива, осознают ценность традиций своей страны и уважительно относятся к культуре окружающих. Важно поддерживать детей в период кризиса аккультурации, когда столкновение культурных норм вызывает внутренний конфликт. Задача педагогов - создать комфортную атмосферу, позволяющую детям успешно интегрироваться в общество, сохраняя при этом связь со своей культурой, - объясняет директор центра Татьяна Ушакова.
Но основная направленность центра - это помощь детям с отклонениями или задержками развития. Попасть на занятия к специалистам может любой ребенок с 2 до 18 лет. Достаточно просто позвонить либо прийти лично. Сотрудники оценят состояние и подберут курс лечения.
- Мы регулярно обновляем дизайн входной зоны согласно временам года. Малыши начинают заниматься с двухлетнего возраста. Социализация проходит безболезненно благодаря дружеской атмосфере. Педагоги обеспечивают всестороннее развитие малышей. Вы можете увидеть яркие рисунки маленьких художников на стенах нашего центра. Здесь также находится оборудованный кабинет логопеда, оснащенный всеми необходимыми материалами для коррекции нарушений речи. Ребенок видит свое отражение в большом зеркале, что помогает ему осознавать правильность артикуляции звуков. Несколько кабинетов мы уже оформили в сказочной стилистике и не планируем останавливаться. Такой интерьер снижает чувство тревоги, особенно у малышей с расстройствами аутистического спектра и неврологическими проблемами. Первый раз мамы буквально затаскивают их к врачу, а после они сами с радостью бегут в кабинет. Наш коллектив состоит из молодых и опытных сотрудников, каждый из которых приносит свежие идеи. Многие педагоги получили признание на региональном уровне. Кабинеты оснащены современным оборудованием и материалами, позволяющими детям получать полноценное развитие в безопасной и уютной среде. Здесь дефектологи исправляют проблемы малышей с памятью, вниманием и мышлением. На одного специалиста приходится больше тысячи консультаций в год, - говорит Татьяна.
Еще один глобальный фронт работы центра - это общение психологов с подростками и детьми, у которых обнаруживаются признаки депрессии и суицидальные мысли. К сожалению, эта категория пациентов за последнее время существенно помолодела. Порой на прием приходят ученики 2-х и 4-х классов.
На базе центра работает психолого-медицинская комиссия (ПМК). Это важный пункт связи ребенка с особенностями и школы. Эксперты определяют, какая именно дополнительная помощь нужна человеку при освоении программы. Возможно, переход на ее облегченный формат либо тьюторство. Эту справку ребенок предоставляет в учебном учреждении и получает возможность заниматься в обычной школе, но в комфортном для него формате и темпе.
- Документ позволяет нашим коллегам определить необходимые меры помощи и дополнительные занятия. Приятно осознавать, что государство покрывает расходы на оформление справок для школы, обеспечивая финансовую поддержку каждому такому ребенку. Создаются условия для успешной адаптации ученика. Комиссия проводит необходимые тесты с детьми и дает свое заключение, - рассказывает директор.
В этом случае речь не всегда даже идет о тяжелых отклонениях в развитии, иногда справка ПМК может понадобиться обычному троечнику, у которого проблемы с грамотностью. Ведь корень плохой успеваемости иногда кроется в дисграфии.
- Это нарушение письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках, которые не связаны с незнанием грамматических правил. Это сопровождается смешением букв, пропусками символов, - говорит методист центра Светлана Сойнова.
Школьные учителя часто не видят этой проблемы, а родители пытаются ее решить походами к репетиторам. Однако работать с дисграфиками надо иначе. В центре таким детям помогает учитель-логопед Кристина Зубарева. В рамках групповых занятий она учит ребят усидчивости и восприятию букв. Ее программой "Преодоление дисграфии" в центре очень гордятся и жалеют, что в Самаре не так много специалистов подобного уровня. Решать эту проблему в "Помощи" также активно пытаются через молодых педагогов.
Центр является практической базой для выпускников педуниверситета. Здесь вчерашние студенты набираются опыта и навыков реальной работы с детьми. В заведение приходят и бывалые психологи, а также сотрудники школ ради повышения квалификации.
