sovainfo.ru

Скрывают участие и берегут капиталы: как глава Украины и украинские олигархи сохраняют бизнес в РФ во время конфликта

На фоне спецоперации на Украине не утихают и призывы к зарубежным предпринимателям покинуть рынок. Украинский олигархат публично говорит, в России активов у них не осталось. Но на деле часть из них еще контролирует в РФ. В этом помогают доверенные лица и созданные офшоры. Как сообщает RT, среди них не только те, кто представлен в украинской версии Forbes, но и сам Владимир Зеленский.

Скрывают участие и берегут капиталы: как глава Украины и украинские олигархи сохраняют бизнес в РФ во время конфликта Фото: pixabay.com

В Российской Федерации продолжают работать и получать доходы основанные нынешним президентом Украины ООО "Грин Филмс" и "Платинумфилм". Они отвечают за дистрибуцию, заработки от проката и лицензионные отчисления от юмористических шоу и фильмов студии "Квартал 95".

В 2019-м Зеленский избавился от своей доли, распределив ее между коллегой по "Кварталу 95" Андреем Яковлевым и офшором с Британских Виргинских островов Appex International. Об этом свидетельствуют выписки из торгового реестра Кипра, полученные RT. Однако по косвенным признакам можно судить, что Зеленский сохраняет контроль над кинопродюсерским бизнесом через своих ближайших соратников - братьев Сергея и Бориса Шефиров, а также Тимура Миндича.

Сооснователи "Квартала 95" братья Шефир знакомы с Зеленским с 1995 года. Не менее близок к нему и владелец виргинской компании Appex Тимур Миндич. Российские, немецкие и украинские СМИ называют Миндича человеком олигарха Игоря Коломойского.

А блогер Сергей (Zergulio) Колясников вскоре после начала спецоперации сообщил, что родственникам нынешнего главы Украины капают доходы от московской недвижимости. С его слов, им якобы принадлежат две квартиры бизнес-класса.

Дистрибуцией развлекательного контента в России занимается не только окружение украинского президента Зеленского. Как выяснил RT, онлайн-кинотеатр Megogo контролируется номером 13 украинского Forbes, сыном экс-мэра Киева Степаном Черновецким.

Не отстают от Зеленского и другие. По состоянию на 2019 год фабрика "Конти" занимала 3,7 % украинского рынка кондитерских изделий. Состояние ее основателя, бывшего вице-премьера Бориса Колесникова, Forbes оценил в $190 млн.

В прошлом году он заявил, что избавился от российской фабрики еще в 2017 году. Но базы СПАРК и "Контур.Фокус" говорят о другом: его головная компания "Производственное объединение "Конти" на 99 % продолжает владеть кондитерским заводом в Курске. На российском сайте и в интеллектуальной собственности "Конти-Рус" сохранили все те же бренды, виды конфет и символику, что и до 2017 года. Российская фабрика пользуется теми же доменными именами, что и украинское головное предприятие.

А в 2021 году "Ведомости" и украинские СМИ написали, что Колесников не только сохранил контроль над курской фабрикой, но и купил с торгов новую.

Сам Колесников реагирует на вопросы о покупке фабрики в России уклончиво.

- Я нахожусь под санкциями РФ с 2018 года, какое отношение я могу иметь к покупке этой компании? - вопросом на вопрос ответил бизнесмен агентству Интерфакс-Украина.

А основатель холдинга "Фоззи", номер 35 украинского Forbes Владимир Костельман, в прошлом году уволил своего топ-менеджера за пророссийскую позицию, которую тот выражал в соцсетях. При этом родители Костельмана держат бизнес в Москве и Алуште.

Его мать Людмила Костельман, зарегистрирована как индивидуальный предприниматель в Москве, в Таганском районе. Она зарабатывает на аренде и управлении недвижимостью. Отец бизнесмена Михаил Костельман имеет российское гражданство и прописан в Москве. В Алуште, по данным СПАРК, на Костельмана-старшего зарегистрирован гостиничный комплекс ООО "Багира-2003".

Замыкающий список топ-100 богатейших бизнесменов Украины Александр Слободян продолжает получать лицензионные отчисления за продажу пива "Оболонь" в Российской Федерации. Его варит Московская пивоваренная компания, которая не принадлежит бизнесмену, но подписала с его холдингом "Оболонь" лицензионный контракт на производство одноименного пива.

Экономический адвокат, в прошлом офицер милиции Сталина Гуревич рассказала:


- Предприниматели часто переписывают бизнес на номиналов или офшоры, чтобы избежать ненужных вопросов, скрыть активы от общественности, а доходы - от государственных органов. Это делается, чтобы скрыть свое участие в конкретном бизнесе или уберечь свои капиталы от судебных исков. Для этого пользуются такими методами, как номинальное владение. В условиях военного конфликта украинским миллионерам такая схема удобна, чтобы скрыть свои связи с Россией. Вроде как это наши активы, но вы попробуйте докажите.

Она добавляет:

- Если украинский олигархат продолжает работать на территории России, при этом платит налоги и все необходимые отчисления, то с точки зрения закона к ним вопросов нет. Тут вопросы больше морального характера. Но миллиардер с моральными принципами - это все-таки немного оксюморон.

При этом, напоминает Гуревич, российский Уголовный кодекс запрещает использовать номинальных директоров при регистрации бизнеса. Как правило, взаимодействие с номиналами - это понятийные соглашения, при которых письменный договор не заключается.

Хотя конечный бенефициар, как правило, свое имя старается не светить. В случае нарушения законодательства установить истинного владельца не так уж и сложно, уверены другие опрошенные RT эксперты.

Политолог Дмитрий Куликов пояснил RT:

- Мы имеем и информацию, и технологии. Они в том числе отработаны и на Западе. Например, можно приостановить деятельность предприятия до тех пор, пока не будут предоставлены документы о том, кто является конечным бенефициаром этой собственности. Речь в первую очередь идет об офшорных компаниях. И это только один из механизмов.

Как отмечают эксперты:

- Для российских контролирующих органов национальность и гражданство бизнесменов не имеют значения, важно только соблюдение ими законодательства.

Этим мы отличаемся от Украины, замечает политолог Алексей Мухин.

В разговоре с RT он сравнил давление на российских бизнесменов на Украине с "махновщиной" и отметил, что, несмотря на сложные взаимоотношения между странами, надзорные и контролирующие органы должны действовать строго в рамках законодательства, в том числе когда речь идет и об украинском бизнесе в РФ.

Политолог также считает:

- Если украинские олигархи являются военными преступниками, которые финансировали националистические батальоны и повинны в военных преступлениях, то они должны за это ответить, но это не называется национализацией. Это называется судебным решением. Не надо уподобляться Украине.


поделиться: