Отключение SWIFT мало коснется рядового гражданина, уверен доктор экономических наук, научный руководитель кафедры инфраструктуры финансовых рынков, профессор Высшей школы экономики Николай Берзон. Он пояснил, что SWIFT – это международная глобальная финансовая система, "большое акционерное общество", в котором порядка 11 тысяч акционеров. Ее отключение никак не повлияет, если у жителя РФ нет валютных сбережений, акций американских или европейских компаний, зато есть депозиты в Сбере, ВТБ или другом банке.
- В России есть система быстрых платежей, которой мы все пользуемся, и я могу спокойно перечислить со своего счета на счет, например, дочери. Для рублевых транзакций внутри России вообще никакой опасности нет, и SWIFT для наших внутренних рублевых расчетов не играет вообще никакой роли, – подчеркнул Николай Берзон. – Другое дело, когда у человека есть долларовые сбережения, которые лежат в санкционном банке. Если у человека есть какие-то долларовые сбережения в санкционном банке, например, ВТБ, то на сегодняшний день получить их будет достаточно проблематично. Один из вариантов – просто перевести эти средства из банка, который попал под санкции, в какой-то другой банк в рамках России.
По мнению эксперта, лучшее решение в настоящее время, чтобы сохранить имеющиеся сбережения – не предпринимать никаких действий.
- В нынешних условиях – условиях турбулентности рынка, резких скачков курса доллара, с теми сбережениями, которые есть у человека, лучше ничего не делать, и не дергаться. Потому что те попытки, которые некоторые люди делают – срочно бегут и покупают доллар по курсу 120 рублей, а потом с ужасом они смотрят, что курс уже 110 рублей, – отметил Берзон.
Позицию профессора ВШЭ разделяет и самарский эксперт: Председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской губернской думы Виктор Кузнецов.
- Паниковать не стоит. На валютных счетах и вкладах 90 % клиентов российских банков лежит не более 10 000 долларов при том, что валютные счета составляют около 20 % от общего числа. То есть эта мера касается 10 % от 20 % вкладчиков, в любом случае – не более 2 % населения. Подавляющее большинство жителей нашего региона жило, живет и будет жить в рублевой зоне, где никаких ограничений нет. Поэтому при всей сложности нынешней финансовой ситуации в стране оснований для паники нет, – уверен Виктор Кузнецов. – Панические настроения подогреваются искусственно из-за рубежа. А по факту те же западные эксперты, например ведущий экономист крупнейшего американского банка Goldman Sachs Клеменс Графе, в интервью изданию Financial Times прямо говорит, что Россия победит в санкционной войне благодаря высокой цене на нефть. И это не только нефть. Сегодня ежедневные поступления валюты в страну от продажи газа в 3 раза выше, чем год назад. И поэтому после первичной истерической реакции рынка наступит финансовая стабилизация. Вообще принимать решения на эмоциях – это самая глупая стратегия поведения на рынке.
Что касается рублевых сбережений граждан, по мнению профессора Высшей школы экономики Берзона, им из-за заморозки активов Банка России ничего не грозит. Он объяснил, что речь идет о долларовых активах в размере 638 миллиардов.
По словам эксперта, сейчас есть определенные ограничения на снятие наличных долларов. Однако, по его мнению, сейчас и не имеет смысла их снимать. Николай Берзон порекомендовал не поддаваться панике, переждать и понаблюдать за геополитикой.
Многих россиян волнует также вопрос: будет ли в новых обстоятельствах сложнее получить кредит у той или иной финансовой организации.
- У многих граждан есть ипотека, и были низкие процентные ставки, процентные ставки по ипотеке были достаточно привлекательные – у нас даже была льготная ипотека для молодых семей. Конечно, когда ключевая ставка поднялась до 20 процентов, вырастут процентные ставки и по кредитам, в том числе по такому массовому кредиту, который называется ипотека. Деньги будут более дорогими, кредит будет сложнее обслуживать, я думаю, что те люди, которые думали об ипотечном кредите – они должны сейчас еще раз подумать, способны ли они будут обслуживать такой кредит, – заметил он.
При этом кредиты станут дороже и для предприятий. Высокие ставки приведут к замедлению темпов строительства, считает эксперт.
Берзон рассказал, что самая большая проблема для российской экономики в целом – это когда деньги становятся дорогими, и население и предприятия ограничивают свои потребности в кредитных ресурсах, предприятия не реализуют инвестиционные проекты, мы не вкладываемся в строительство нового жилья, в строительство дачи. Это замедление экономического роста, и в целом это может привести к стагнации экономики. В этом самая большая проблема повышения процентных ставок, заключил профессор.