sovainfo.ru

Сэкономили покупателям 1000 лет: в Тольятти запустили сервис быстрой доставки продуктов "Самокат"

В Тольятти появился сервис, который помогает облегчить бытовые заботы. Экспресс-доставка продуктов "Самокат" обещает освободить время для более приятных занятий и не дать проголодаться. Уникальная система позволяет доставить заказ за 15 минут. Почему так быстро? А как же зимой? Что такое дарксторы и чем они отличаются от обычных магазинов-складов? Sova.info пообщалась с директором по маркетингу онлайн-ритейлера "Самокат" Игорем Рожковым и узнала все секреты скоростного сервиса.

Сэкономили покупателям 1000 лет: в Тольятти запустили сервис быстрой доставки продуктов "Самокат" Фото: "Самокат"

- Почему "Самокат"? Ведь все курьеры ездят на велосипедах по городу...

- Здесь, действительно, нет никакой связи с тем, на чем передвигаются наши курьеры. Название "Самокат" происходит от слова "сам" - сам обеспечиваешь себе питание.

- Что такое даркстор? Сколько всего в Тольятти дарксторов "Самоката"? В каждом районе города есть склады?

- Даркстор выглядит как обычный магазин: такие же стеллажи с товарами, только без покупателей. Вместо них в дарксторе работают сборщики и товароведы. Мы открываем дарксторы в каждом районе города, именно благодаря этому достигается 15-минутная скорость доставки. В течение месяца мы откроем на территории Тольятти до 10 дарксторов для покрытия всего города. Всего в 15 городах России уже действует более 580 дарксторов, а наши курьеры каждый день доставляют свыше 170 000 заказов.

YAK-04250.jpg

Фото: "Самокат"

- Курьеры закреплены за каждым складом? Сколько всего курьеров в Тольятти?

- Наши курьеры чаще всего живут в тех районах города, где расположены дарксторы. Это люди, которые выбирают удобный график и место работы рядом с домом. Сейчас в Тольятти работает около 500 сотрудников – это курьеры, товароведы и другие работники дарксторов. В течение года мы планируем создать в Тольятти более 1000 новых рабочих мест, в том числе и для высококвалифицированного персонала.

- Правда ли, что доставщики много зарабатывают? Говорят, до 50 тысяч в месяц...

- Курьеры "Самоката" получают зарплату не за количество выполненных заказов, а за число отработанных часов. В разных городах в зависимости от графика работы наши курьеры зарабатывают от 25 000 до 70 000 руб. в месяц. Также мы никогда их не штрафуем, а покупатели могут оставить чаевые курьеру прямо в приложении.

DSC04439.JPG

Фото: "Самокат"

- Велосипеды у них свои? Или можно рассчитывать на выделение рабочего транспорта?

- Мы выдаем велосипеды нашим курьерам. Но они также могут передвигаться на собственном транспорте, тогда сотрудник получит доплату.

- А как будут добираться зимой – на велосипеде по снежному Тольятти далеко не уедешь...

- Все же скорость и удобство передвижения по городу и для курьеров, и для обычных пешеходов зимой больше зависит от коммунальных служб. Уверен, они делают все возможное, чтобы мы с вами комфортно и без особых сложностей перемещались по городу. Мы же, со своей стороны, правильно обслуживаем велосипеды курьеров и даже меняем резину на зимнюю.

- Как устроена система от поставки на склад до доставки клиенту?

- Даже в 2021 году ритейл и логистика в России работают со значительным временным лагом из-за далеких горизонтов планирования. Чтобы гречка появилась в магазине около вашего дома, за три дня до этого она должна быть доставлена в распределительный центр сети магазинов, а за неделю до этого введена в матрицу и заказана у поставщика. Еще за две недели до этого на продукт должен быть заключен контракт.

YAK-04249.jpg

Фото: "Самокат"

Философия "Самоката" подразумевает мгновенную реакцию на любую проблему на любом из этапов цепочки. Наши клиенты получают продукты за 15 минут, и для соблюдения этого показателя мы не можем позволить себе мониторить состояние распределительных центров раз в сутки. Чтобы разработать такую систему, мы применяли все принципы и метрики, присущие IT-индустрии - все показатели завязаны на непрерывность процессов и мгновенный результат. Еще одной нашей важной задачей было исключение человеческого фактора из цепочки принятия решений. Все данные в компании проходят без участия сотрудников: любой незапланированный заказ в конкретном дарксторе автоматически превращается в заказ поставщику. Применяя технологии реального времени, мы выигрываем, например, делаем заказ поставщику на 24 часа раньше, чем обычные сети супермаркетов, подсчитывающие остатки по вечерам. Комбинируя этот принцип с перераспределением поставок, которые идут несколько раз в день, мы можем, условно, увидеть проблему в 11:42, а в 15:00 уже решить ее.

- Как организуется процесс комплектации заказа на складе?

- Когда клиент нажимает кнопку "Заказать", начинается сборка заказа. Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Сами товары расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. Сотрудники передвигаются с тележками, в которых установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация автоматически дублируется в приложении. Заказ уже в собранном виде передается курьеру.

- А если говорить о Самаре (она же намного больше Тольятти), какое среднее время доставки?

- Время доставки зависит от отдаленности адреса получателя от даркстора. В радиусе 0,8-1,5 км доставка осуществляется за 15 минут или быстрее. Если ваш дом находится дальше, то ваш заказ привезут за 30 минут.

- Какой минимальный заказ может оформить клиент? Доставка всегда бесплатная? Даже если человек закажет только бутылку воды?

- Заказать можно хоть одну шоколадку. Доставка в Самокате всегда бесплатная, а минимальная сумма заказа составляет всего 100 рублей.

- А какой заказ будет максимальным? Может человек, например, заказать 10 мешков картошки по 30 кг? И вообще, есть ли на складе большие запасы, вдруг клиент попадётся запасливый?

- В приложении есть ограничение: нельзя заказать больше 10 одинаковых позиций одного товара. Если заказ будет слишком тяжелым, его принесут сразу несколько курьеров. С другой стороны, у наших клиентов просто нет необходимости делать большие запасы, ведь они всегда могут получить все необходимые товары практически мгновенно с доставкой на дом. Это мы и называем ритейлом реального времени.

- Как пополняете склад? Как оцениваете свой ассортимент в сравнении с гипермаркетами?

- В ассортименте "Самоката" более 2500 товаров повседневного спроса: это продукты питания, напитки, бытовая химия, косметика и сопутствующие товары. Набор товаров в дарксторе, по сути, повторяет ассортимент стандартного "магазина у дома" за исключением алкоголя и сигарет. В каждом городе мы строим уникальный ассортимент и работаем с поставщиками и производителями напрямую. В среднем от города к городу ассортимент отличается на 35-40 %.
YAK-04266.jpg

Фото: "Самокат"

- У вас есть своя брендированная продукция. Что выпускаете, а что нет? Есть ли уникальное предложение у вашей компании?

- Более 460 позиций в ассортименте даркстора составляют товары собственной торговой марки "Самокат", и эта цифра постоянно растет. Это не та история, когда на товары популярного производителя просто клеится наша этикетка или выпускается товар с "первой ценой" на полке. Под брендом "Самокат" мы выпускаем вкусные и полезные товары. Это продукты высокого качества, приготовленные по нашим стандартам и рецептуре.

- А бывают у вас акции и скидки? Мониторите цены конкурентов? Что вообще можете рассказать о ценовой политике?

- Наши цены практически не отличаются от сетевых "магазинов у дома". И конечно, у нас тоже есть скидки на различные товары.

- Какова ваша глобальная цель?

- Изменить отношение горожан к рутинным задачам и времени, которое они тратят на покупку еды. "Самокат" – это, прежде всего, ваше свободное время для любимых занятий и общения с близкими. Только за прошлый год курьеры "Самоката" подарили нашим пользователям 1000 лет свободного времени.

- Как подбираете персонал?

- Если говорить о массовом персонале (курьерах), то во время собеседования мы оцениваем коммуникативные навыки кандидатов: умеет ли человек общаться, делает ли это вежливо, склонен ли к конфликтам и многое другое. Важный нюанс для нас - наличие медицинской книжки у сотрудника (или готовность ее получить). Ключевой момент для "Самоката" - успешность прохождения стажировки, когда и кандидат, и мы в реальных условиях понимаем, будет ли наше сотрудничество долгосрочным. Обучение проходит под присмотром наставника.

- Каков ваш среднестатистический клиент? Какая целевая аудитория?

- Основные наши целевые аудитории – это, во-первых, студенты и школьники, которые акцентируют внимание на скидках. Вторая крупная аудитория – молодые мамы, которые располагают ограниченным временем, но при этом совершают регулярные покупки. Собраться самой, одеть ребенка, поехать с коляской в магазин и потом вернуться обратно – это целая история. Поэтому они ценят скорость и удобство сервиса доставки. И третья аудитория – потребители 40+, у которых в приоритете качество продуктов, и оно "пробивает" первичное недоверие.

- Какие стратегические планы у "Самоката"? Может, в перспективе появятся новые услуги?

- В середине марта мы объявили о выходе "Самоката" во все города-миллионники России. Начали с Краснодара, и за последние 2,5 месяца мы запустили сервис в 12 новых городах. При этом наша услуга оказалась востребованной и в небольших региональных центрах – с населением около 500 тыс. человек. На ближайшие два месяца наша главная задача – завершить региональную экспансию.

На правах рекламы

Зона, время, товары и предложения доставки ограничены. Организатор, продавец ООО "Умный ритейл" ОГРН 1177847261602, 192019, Санкт-Петербург, улица Седова, 11, литер А, офис 627. Информационные услуги оказываются ООО "Умное пространство" ОГРН 1137847232852, 192019, Санкт-Петербург, улица Седова, 11 литер А


поделиться: