Предприятие на рынке почти 25 лет, за это время на нем создали более 20 тысяч ковров. Каждое изделие - ручной работы, по индивидуальным эскизам и в единственном экземпляре. География заказчиков - от Камчатки до Арабских Эмиратов, статус - от бизнесменов и звезд эстрады до президентов.
Список известных владельцев самарских ковров велик: дизайнеры Александр Васильев и Денис Симачев, звезды эстрады Филипп Киркоров, Михаил Шуфутинский, Сергей Лазарев и другие. Фабрика поставляла ковры для Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи. Владельцы производства утверждают: ковер самарского производства лежит и в кабинете Президента страны в его резиденции в Ново-Огарево.
Знаменитые фамилии заказчиков фабрики - это сейчас. А начиналось все в кризисный 1998 год. Тогда Григорий Скворцов организовал первую в Самаре фабрику ковров. Для запуска промышленного производства требовались миллионы, а ручная работа нуждалась в значительно меньшем объеме инвестиций.
При словосочетании "ковры ручной работы" у многих в сознании возникают образы восточных женщин, на деревянных станках ткущих из шерстяных ниток разноцветные узоры. В век высоких технологий ковер ручной работы – это тафтинг (от английского "набивать"). На самарской фабрике ковры не ткут, а набивают. На холст наносят разработанный дизайнером эскиз и с изнаночной стороны пучками ниток набивают рисунок специальным пистолетом. На лицевой стороне ворс свисает петлями, затем его закрепляют специальным клеевым составом и подложкой. После прошивания основы ворс либо оставляют петельным, либо разрезают, либо комбинируют. Затем ворс выстригают. В процессе стрижки ковер приобретает рельефность, а рисунок - скульптурную форму.
Уникальную, используемую только самарцами технологию подарил мастерам все тот же кризисный 98-й год. Она родилась от безысходности. На тот момент в стране специальные ковровые нити найти было почти невозможно, поэтому фабриканты вынуждены были взять в производство тонкую вязальную нить, которую до них никто в мире никогда для ковров не использовал, не делают этого и сейчас. Как оказалось, у тонкой нити есть преимущество: она плотнее забивает пространство холста – полтора миллиона точек на квадратный метр. Следствие – чем выше плотность ковра, тем он долговечнее. И только на изделиях с таким плотным ворсом возможна рельефная стрижка.
Занимается ей в Самаре Алексей Кукарин – единственный в мире человек с записью в трудовой книжке "мастер объемной стрижки ковров", как уверяет руководитель фабрики Григорий Скворцов.
- В своем деле люблю неповторимость каждого заказа – нет рутины и монотонности. На каждую работу приходится переключаться, искать свои приемы, – говорит мастер стрижки. – Но даже после двадцати пяти лет стажа я не могу сказать, что познал совершенство мастерства.
Всего на фабрике работают около 50 человек – дизайнеры, мастера, экономисты, программисты, пиарщики, администрация. На изготовление одного экземпляра уходит около двух месяцев. Каждый ковер создается под конкретный интерьер клиента. Сначала делается его эскиз, с помощью компьютерной программы он вписывается в обстановку дома. Затем изготавливают небольшой образец, который привозят в интерьер и там проверяют его реакцию на внутреннее освещение. После утверждения проекта заказчиком ковер начинают набивать в полном размере.
– Только мы в России этим занимаемся, потому что это крайне тяжелый процесс. Наши сотрудники, чтобы начать работать, учатся два года, и не у всех в итоге это получается, – говорит глава предприятия.
Сколько ковров – столько и связанных с ними историй. Кто-то ко дню рождения близкого человека просит его "ковровый" портрет. Заказывают и государственную символику. Недавно из Арабских Эмиратов пришел заказ на молельный коврик для слепой девочки, рельеф которого должен ей помогать ориентироваться в пространстве.
Есть в коллекции фабрики и два ковра начала 2000-х с особой историей. На них размножено изображение Владимира Путина в стиле поп-арт. Называются они "Удвоение ВВП".
– Был такой лозунг у Владимира Путина еще в начале его президентства, в честь этого мы и выпустили два таких ковра, – рассказал Григорий Скворцов. – Их выставляли в Петербурге, говорят, даже Людмила Путина тогда работу одобрила.
Сегодня самарская фабрика прикладывает усилия для расширения рынка сбыта и увеличения экспорта при поддержке региона. Для этого начали посещать крупные экономические мероприятия – Петербургский международный экономический форум, саммит Россия – Африка. Директор по развитию Николай Скворцов, на днях вернувшийся с последнего, сообщил, что представители ряда африканских стран так заинтересовались работами самарцев, что попросили разрешение приехать на фабрику с экскурсией.