Сны солдатских матерей
Репертуар камышлинского театра разнообразный. Есть в нем и лирические спектакли, и драма, и комедии. Одну из них, "Первый театр" классика татарской драматургии Галиаскара Камала, недавно показали в Самаре на областном фестивале "Венок дружбы". Коллектив старается, чтобы каждая их премьера не повторяла предыдущие постановки. Это относится и к спектаклю "Матери ждут своих сыновей" по пьесе Асхата Мирзагитова, который сейчас готовят к Дню Победы. Действие происходит 30 лет спустя после Великой Отечественной. Четыре матери проводили своих сыновей на войну. Не все из них вернулись домой, но солдат продолжают ждать дома.
- В этом спектакле перемешаны реальность и сны, - рассказывает режиссер Гузалия Шакирова, которая уже около двадцати лет руководит театром. - Сценическими средствами мы хотим передать ощущение снов, в которых матери встречаются с сыновьями.
Как и во многих других постановках театра, тут большое внимание уделяется музыкальному сопровождению. Матери поют под аккомпанемент баяна. Первыми спектакль увидят, конечно, жители Камышлы. Потом его покажут в других районах губернии, а также в Оренбургской области.
Театр ежегодно участвует во всероссийском конкурсе-фестивале татарских народных театров "Идел-йорт". Все их работы доходили до финала, а затем их показывали в Казани. Камышлинцы надеются, что их новый спектакль тоже увидят в соседней республике.
Музыка и фольклор
Еще одна задумка режиссера - поставить масштабный лирический спектакль "Голубая шаль" с участием тридцати актеров, в том числе поющих. Считается, чтобы понять в полной мере феномен татарского театра, нужно увидеть работу именно по этой пьесе, написанной в 1926 году Каримом Тинчуриным.
По словам руководителя районного комитета культуры, спорта, туризма и молодежной политики Ризиды Тухбатшиной, в татарском национальном театре слово всегда тесно связано с музыкой:
- И, конечно, особое место в наших спектаклях занимает фольклор. Артисты играют в национальных костюмах, которые заказываем или шьем сами. Женщины обязательно в платках.
Местный художник Альберт Мингалиев создает декорации и выполняет обязанности рабочего сцены. Артисты - представители разных профессий. Среди них много социальных работников, медиков. Занята в спектаклях директор Дома культуры Светлана Халимова. Она хоть и русская по национальности (фамилия по мужу), но свободно говорит на татарском. Также с увлечением играет на сцене заместитель главы сельского поселения Рафис Гиззатов.
- Я пришел в театр около 15 лет назад, - рассказал он. - Тогда должны были показывать спектакль в соседнем селе, но актер заболел. Меня срочно ввели как дублера. Слова учил, сидя в автобусе. Играл роль богатого человека, который захотел на молодой жениться. Зрители хлопали, а у меня было чувство, что не получилось. Решил, что, если пригласят еще, буду стараться играть лучше. Выступать на сцене - это желание у меня в крови, наверное. Отец песни исполнял, дед был артистом. Рассказывали, он иногда даже ночевал в клубе и обедать домой не приходил. В 1941-м дед ушел на фронт и с войны не вернулся.
Среди актеров театра есть музыканты, лихо играющие на гармони. Поют на сцене только вживую. Самые молодые члены труппы - учащиеся местной школы. Они с удовольствием откликаются на приглашение режиссера и старательно готовятся к ролям.
Как рассказала одна из ведущих артисток театра Лилия Фартдинова, она сама увлеклась сценой, когда еще училась в школе:
- Мы там ставили спектакли по сказкам и показывали другим детям. В театр меня позвали лет шесть назад. Я очень рада, что влилась в этот коллектив. Устаешь от рутины, а приходишь сюда и будто преображаешься. Примеряешь на себя судьбы своих героев - интересные, разноплановые. Это дает колоссальный заряд энергии. Какого-то четкого амплуа у меня нет. Играю и комедийные, и драматические роли.
Лилия работает психологом. По ее словам, профессиональные навыки помогают выступать на сцене. Да и хорошая постановка в какой-то мере - психологический тренинг.
- Мне очень нравится наш спектакль "Запах полыни", - говорит Фартдинова. - Мы, актрисы, грустим там о своей женской доле. В конце плачем и поем. Бывает, что и весь зал рыдает вместе с нами. И тогда мурашки бегут по коже. Эмоции ведь нам нужны самые разные. Слезы тоже необходимы. Через эмоции человек духовно перерождается.