sovainfo.ru

Самарский университет им. Королева вошел в топ-20 лучших вузов страны по девяти предметным рейтингам

Опубликовано свежее исследование агентства RAEX
Рейтинговое агентство RAEX (“РАЭКС-Аналитика”) представило свежие предметные рейтинги университетов России. В 2023 году количество охваченных областей увеличилось на 20 % и составило 35 направлений – это математика, широкий спектр естественно-научных и инженерных специальностей, социальных и гуманитарных направлений, а также педагогика, медицина и сельское хозяйство. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие.


Всего в списки лучших вошли 164 университета из 42 регионов России (в 2022 году в 29 рейтингов входили 136 образовательных организаций из 41 субъекта РФ). Лидерами, как и в 2022 году, стали МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”. Этим вузам удалось войти в топ-3 предметных рейтингов по более чем 10 областям.

Самарский университет им. Королёва вошел в топ-20 лучших вузов сразу в 9 областях. При этом в направлении “Авиационная и ракетно-космическая техника” вуз занял 4-е место, а по направлению “История и археология” поднялся на 13-е место.

Самарский университет им. Королёва вошел в 9 предметных рейтингов:

- “Авиационная и ракетно-космическая техника” - 4-е место;
- “История и археология” - 13-е место;
- “Химия” - 15-е место;
- “Социология” - 18-е место;
- “Биология” - 19-е место;
- “Машиностроение и робототехника” - 19-е место;
- “Технологии материалов” - 19-е место;
- “Физика” - 20-е место;
- “Политология и международные отношения” - 20-е место.

Справочно:

В исследовании агентства RAEX выделены три группы показателей, традиционно фигурирующие во всех рейтингах семейства “Три миссии университета”, – это образование, наука и общество. При этом предметные рейтинги учитывают специфику каждой области – набор показателей и их веса различаются в зависимости от предметной сферы. Например, для естественно-научных и инженерных направлений вес группы “наука” составляет 35 %, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 25 %.

При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.

Показатели группы “Наука” включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.

При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе “Общество”, – объем дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.


поделиться: