sovainfo.ru

Самарский студент разрабатывает лазерную "сигнализацию" для предотвращения авиакатастроф

Студент Самарского университета имени Королева, вуза-участника национального проекта "Наука и университеты", разработает лазерную "сигнализацию", срабатывающую при наличии капель воды в авиационном топливе. Система поможет предотвращать авиационные ЧП, связанные с образованием льда в топливе во время полета.

Самарский студент разрабатывает лазерную "сигнализацию" для предотвращения авиакатастроф Фото: предоставлено пресс-службой Самарского университета имени Королева

Подобных отечественных систем в России пока нет, данная разработка поможет решить задачу импортозамещения зарубежных аналогов. Проект мониторинга воды в авиационном топливе победил во Всероссийском конкурсе "УМНИК-Фотоника" и получил финансовую поддержку Фонда содействия инновациям.

Автор проекта, студент Естественнонаучного института Самарского университета имени Королева Андрей Пономарев пояснил, что при заправке авиатехники в аэропортах необходим тщательный мониторинг наличия капель воды в топливе.

- Некоторое количество воды попадает в керосин прямо из окружающей атмосферы, также в топливо может попасть конденсат со стенок топливного резервуара. Во время полета, когда температура за бортом ниже нуля, в керосине из капелек воды могут образовываться кристаллы льда, что приводит к возникновению ледяных "засоров" в системе топливоподачи. Это чревато перебоями в работе двигателей и может стать причиной авиакатастрофы, - пояснил он значимость своего проекта.
Разрабатываемое устройство будет устанавливаться на авиационные топливозаправщики - и мобильные, и стационарные. По принципу своей работы оно будет напоминать систему лазерной сигнализации, известной всем по множеству кинофильмов - когда вокруг охраняемого ценного объекта, например в музее, создается сеть из лазерных лучей. Стоит только грабителю "задеть" лазерный луч, срабатывает сигнализация. Самарская система контроля будет внутри топливопровода просвечивать лазером закачиваемое в самолет топливо в поисках вкраплений воды. Если в зоне ответственности датчика окажется капелька, лазерный луч рассеется на ней определенным образом и сработает тревога.
- В ходе заправки в аэропортах ведется постоянный контроль содержания воды в топливе, причем самыми разными способами. Оптический метод контроля отличается бóльшим быстродействием и высокой точностью, его можно использовать в непрерывном режиме работы, но, к сожалению, отечественных датчиков подобного типа в России пока не производят, а зарубежные оптические датчики очень дорогие - порядка 20 тысяч евро. Наша же система в случае ее серийного производства будет стоить на порядок дешевле, при этом все комплектующие в ней будут отечественными, - подчеркнул Андрей Пономарев.
По его словам, в качестве излучателя в системе будет использоваться диодный лазер определенной длины волны. Через передающую оптику луч лазера внутри трубопровода будет мониторить поток топлива, попадая на специальную отражающую поверхность, как на зеркало. Если в керосине окажутся капли воды, луч рассеется, изменится интенсивность сигнала, попадающего на приемный фотодиод. По уровню электрического сигнала система определит концентрацию воды в топливе.

Согласно проектным характеристикам, разрабатываемая система будет обладать высокой чувствительностью: датчик сможет в реальном времени автоматически обнаруживать воду в концентрации одной массовой доли на миллион, что сопоставимо с требованиями к предельно допустимым параметрам в авиации. Одна массовая доля на миллион в данном случае будет означать около одного миллилитра воды - это примерно одна пятая чайной ложки - на одну тонну керосина. Быстродействие срабатывания прибора составит доли секунды, то есть, если норма концентрации воды будет превышена, можно будет оперативно остановить подачу топлива.

Как ожидается, проект будет реализован в течение двух лет. В настоящее время собрана лабораторная экспериментальная установка, на ней проводится комплекс исследований, по результатам которых будет создан рабочий макет датчика. На финальной стадии разработку планируется запатентовать.


Справочно

Конкурс "УМНИК-Фотоника" проводится для поддержки проектов молодых ученых в области фотоники, радиофотоники, оптоэлектроники и смежных областей в интересах организаций консорциума Центра компетенций НТИ "Фотоника". Конкурс направлен на стимулирование молодых ученых и специалистов к созданию малых инновационных предприятий, необходимых для коммерциализации результатов данных научных разработок. 

В конкурсе "УМНИК-Фотоника" могут принимать участие студенты, аспиранты, молодые ученые, инноваторы, предприниматели и сотрудники высокотехнологичных компаний в возрасте от 18 до 30 лет.


поделиться: