Существует три позиции взаимодействия со школьником, которых чаще всего придерживаются родители в процессе воспитания и обучения. Но не все из них ведут к успеху, рассказал психолог Роман Едавкин.
В первом случае взрослый нервничает из-за собственных страхов, которые были получены в детстве или связаны с неоправданными ожиданиями в отношении своего отпрыска.
- Например, если ребенок получит двойку, то родителю будет стыдно, он будет из-за этого краснеть на собрании или в сравнении с детьми друзей чувствовать себя в проигрыше. Такой взрослый будет придавать сверхзначимость учебной деятельности и держать ребенка под жесточайшим напором, - объясняет Роман.
У ребенка в ответ на такую реакцию формируется ощущение жуткого страха, напряжение, усталость от учебной деятельности.
- Он видит вокруг учебы один негатив, он не получает мотивации, и, как следствие, у него возникает ненависть к учебе, оценки портятся и желание учиться пропадает.
Во втором случае родители выражают попустительскую позицию, то есть никак не поощряют ребенка за успехи, но и не ругают за "промахи".
- В этом случае есть вероятность, что ребенок увлечется учебой сам, с помощью грамотного педагога или в соревновательном моменте с другими учениками. Но может случиться и наоборот - он вовсе утратит интерес и даже не будет пытаться заниматься.
Третий вариант, который эксперт считает максимально адекватным и зрелым, - грамотно спланированные методы поощрения. Это касается не только учебной деятельности, но и любой другой. Секрет - в отсутствии негативных реакций.
- Если ребенок получил хорошую оценку, мы должны это отметить, обозначить, насколько нам это важно, и вызвать у ребенка яркие эмоции, тем самым сформировав у него положительные ассоциации к учебе как к способу получения любви, подарков и внимания.
Роман подчеркнул, что важно сделать упор только на действительно важных и значимых моментах.
- Это действует не по принципу "мы просто всегда хвалим". Только за результаты, хорошие оценки, достижения. Поощрение должно строго соответствовать уровню успеха.
Кроме того, комфортное отношение на уровне родитель - ребенок - школа возникает не из взаимодействия его участников, а в основном из привычек и грамотно организованного образа жизни и режима дня.
- Собирая ребенка в школу, взрослые понимают, что впереди будут трудности. Следовательно, к ним надо приготовиться и организовать свою жизнь таким образом, чтобы быть к ним готовыми и решать вопросы комфортно и легко. Это непросто, но решаемо.
Родитель должен спокойно, уверенно и на собственном примере показать, как собраться вовремя в школу, и мотивировать ребенка сделать уроки, пока взрослые на работе, чтобы вечером, когда все соберутся вместе, весело провести время.
- Важно поощрять ребенка за качественное выполнение дел, которые он должен осуществить до возвращения домой родителей. Это не обязательно может быть какое-то вещественное поощрение, но и радостные совместные дела, игры и развлечения. А после вовремя лечь спать, а с утра со свежими силами начать этот цикл снова.