sovainfo.ru

Самарский литературный музей возглавил Михаил Перепелкин

В Самарском литературно-мемориальном музее им. М. Горького появился новый директор. Им стал доктор филологических наук Михаил Перепелкин. О том, что ждет музей в будущем, руководитель рассказал в интервью sovainfo.ru.

Самарский литературный музей возглавил Михаил Перепелкин Фото: Андрей Савельев


- Когда вы впервые пришли в этот музей?

- Первая встреча с музеем-усадьбой Алексея Толстого была случайной. Это было в самом начале 1992 года. Я тогда учился на первом курсе университета. Привела меня сюда с однокурсниками покойная Лариса Александровна Соловьева, которая была главным хранителем музея. Та встреча запомнилась. Наверное, еще и потому, что я земляк Алексея Толстого. Его детство прошло на хуторе Сосновка близ Павловки, мое неподалеку - в селе Красноармейское. Вторая встреча была более осознанной. Она произошла благодаря моему университетскому учителю, Владиславу Петровичу Скобелеву. В 1996 году, когда я уже защитил диплом, был у него в гостях. И он спросил, где я буду работать. Увидев мою растерянность, спросил: "Может, в литературный музей?" Год я отработал в сельской школе, а потом, по совету Скобелева, пришел в музей, - тогда же, когда поступил в аспирантуру. Директор музея, Андрей Геннадьевич Романов, подвел меня к столу, на котором лежало штатное расписание. Ткнул в самую последнюю строчку. Там было название должности – "младший научный сотрудник" и сумма зарплаты. Она была вдвое меньше моей учительской. Я подумал: "Как на это жить?" Но, к счастью, согласился.

- Что же вас так привлекло здесь?

- Работа в музее стала для меня очарованием. Все здесь было необычно, удивительно - от обстановки в этой усадьбе до отношений между сотрудниками. Это было совсем не похоже на то, что я до сих пор видел вокруг себя. Как студент-филолог я пять лет жил преимущественно в мире слов. Они были для меня настоящей реальностью. В музее - мир вещей, особых запахов. Мир звуков. В каждой комнате висят часы, и они разговаривают. В одной - часы с кукушкой, в другой - с боем, в другой - еще с каким-то шумом. Необычно и то, что с каждым углом здесь связаны судьбы замечательных людей, которые бывали в усадьбе.

- Что надо менять в жизни музея, по вашему мнению?

- В первый раз я приступил к этой должности, когда мне было тридцать с небольшим. Сейчас мне - почти пятьдесят. И мои взгляды во многом изменились. Тогда я начал работать с ощущением: надо что-то менять. А сегодня думаю: как бы сберечь музейные традиции, сохранить все то здоровое, что появилось здесь трудом многих людей. В первую очередь, бывших директоров музея - Маргариты Павловны Лимаровой, Андрея Геннадьевича Романова, Людмилы Михайловны Савченко. Здесь хорошо поставлена работа с посетителями, в том числе и с детьми. За последние годы я понял: сохранить что-то хорошее гораздо труднее и нужнее, чем изменить…

- И все-таки: что бы вы добавили в те мероприятия, которые проходят здесь?

- Я бы хотел, чтобы музей в большей степени стал литературным. Чтобы чаще мы вспоминали о тех знаменитых писателях, которые приезжали к нам в Самару. Чтобы были налажены тесные связи с местными авторами. Мечтаю о том, чтобы мы внимательнее следили за современным литературным процессом. Недавно в нашей областной библиотеке прошла встреча с замечательным писателем Алексеем Ивановым. Я подумал: почему бы не провести у нас в музее экспериментальную выставку, посвященную его роману "Пищеблок" (16 +)? Ведь многим это было бы интересно: ведь и вы, и я были когда-то пионерами в таких же лагерях, один из которых описал Иванов. К тому же, я учился на том же факультете, что и герой его произведения. А еще мне хочется организовать выставку, посвященную роману Дины Рубиной "Синдром Петрушки" (16 +). В этом произведении много самарских страниц.

- Я знаю, что множество материалов, связанных с судьбами и творчеством писателей, хранится в фондах музея …

- Благодаря программам оцифровки за последние годы открылись целые пласты литературной истории, которые были спрятаны в фондах. Все они доступны в интернете и могут быть предметом изучения. Самарская литература, на самом деле, исследована очень мало.

Сегодня для этого благодатное время. В ближайшее время мы будем показывать материалы из литературных фондов на выставках. И не только в наших залах, но и в "Горький-центре" на улице Куйбышева, 113. Кстати, это помещение находится теперь в нашем оперативном управлении. Мы покажем все богатство самарской литературы начиная с середины девятнадцатого века. Там, например, будет много материалов о горьковском окружении. О приезде в Самару Пастернака, Цветаевой, Бунина и других знаменитых писателей. О литераторах военного поколения. Надеюсь, что выставка расскажет и о творчестве авторов, живших во второй половине двадцатого века. Например, Эдуарда Кондратова. К сожалению, у нас никогда не было выставки, посвященной этому писателю. А между тем его роман "Жестокий год" (12 +) - одно из главных произведений о Самаре, в нем он описывает послереволюционный город подробно и точно.

- Творчество каких заметных писателей, связанных с нашим краем, пока еще недостаточно исследовано, на ваш взгляд?

- В следующем году мы будем отмечать 160-летний юбилей Евгения Чирикова. Писатель очень интересный. Его жизнь была тесно связана с нашим городом, однако в Самаре никогда не было посвященных ему выставок. Но вскоре будет. Мой товарищ, живущий в Нижнем Новгороде, правнук писателя Михаил Чириков, организовавший там его частный музей, готов предоставить нам материалы для экспозиции. Уверен, что выставка многим откроет этого писателя. В следующем году мы отметим 170-летний юбилей матери Алексея Толстого - Александры Леонтьевны Бостром. Она была замечательной писательницей, но ее литературное творчество тоже плохо изучено. Мне кажется, ей можно было бы посвятить толстовскую конференцию в Самаре. Это только два имени. На самом деле, их немало.

- В некоторых российских городах развит литературный туризм. Думаю, прогулка и по самарским местам, связанным с творчеством больших писателей, могла бы стать увлекательной…

- Для этого, в первую очередь, надо подумать о том, чтобы открыть в городе несколько литературных музеев, которые стали бы филиалами нашего. Музей Сергея Тимофеевича Аксакова - в здании, где размещалось Дворянское собрание (на улице Алексея Толстого, 50) и где с 1909 находилась Аксаковская комната. Пускай там будет хотя бы одно небольшое музейное помещение. Маргарита Павловна Лимарова мечтала об открытии в Самаре музея Александра Неверова. Сегодня дома на Пионерской, 90, где жил этот писатель, уже нет. Но есть здание на улице Ленинградской, где размещалась редакция журнала "Понизовье", одним из авторов которого он был. Почему бы не открыть там мемориальную комнату, где рассказывалось бы об этом издании? В начале двадцатых годов прошлого века там была очень интересная литературная жизнь. Кроме Неверова в журнале печатались Есенин, Ширяевец и другие известные писатели. И еще: почему бы не открыть на площади Революции (бывшей Алексеевской) музей "Самарской газеты"? С этим изданием на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков была тесно связана судьба Горького, Чирикова, Смирнова-Треплева и других литераторов…

- То, что вы стали директором музея, не отразится ли на другой вашей творческой деятельности?

- Надеюсь все успеть. Будут и новые научные статьи, и телепередачи. И, конечно, книги - это святое. Сейчас мы с коллегами готовим коллективную монографию о Гарине-Михайловском. Пишу книгу об истории усадьбы Алексея Толстого. Здесь в разные годы жили десятки интереснейших людей. Но вот преподавательскую деятельность в университете я несколько сократил. Хотя совсем уходить из университета не собираюсь - мне нужно чувствовать связь с молодежью. Продолжу читать курс "Теория литературы", от других пришлось отказаться. В университете выросло новое поколение филологов, в числе которых - и мои ученики. Надеюсь, это поколение сумеет сделать что-то интересное.


поделиться: