Житель Дубового Умета принял решение защищать Родину в зоне специальной военной операции еще прошлой весной. Не мог равнодушно наблюдать за тем, что происходит, зная, что ребятам на передовой очень нужна помощь. В военкомат он пришел добровольцем. Документы приняли без лишних вопросов – за плечами у молодого парня уже была срочная служба и боевой опыт, полученный в Сирии. Он попал в самарское подразделение БАРС-15 "Ермак".
Перед отправкой "за ленточку" бойцы проходили полноценную подготовку: курс тактической медицины, отработку штурмовых действий в блиндажах, окопах и лесополосе, инженерное дело, обучение работе с минами разных калибров и гранатами.
- Мне было чуть проще, потому что у меня уже был боевой опыт, - говорит Николай. – Первую неделю идет на фронте "акклиматизация". По нам стреляют ракетами, закидывают минами, но при этом мы должны выполнять свою работу. Постепенно к этому привыкаешь, все становится обыденным, можешь даже по свисту снаряда определить, куда он летит.
Однако один из своих первых боев на СВО Николай помнит до сих пор и считает самым страшным за все месяцы командировок. Перед нашими бойцами стояла задача полностью отбить небольшой, но вытянутый поселок, наполовину занятый украинскими войсками.
- Сначала отработали наши танки, потом артиллерия, потом пошли штурмовые отряды - мы столкнулись с противником лицом к лицу, - вспоминает военнослужащий. – Бой был очень тяжелым. Но мы одержали победу. Когда враг понял, что не справляется, он побежал, бросая своих раненых товарищей.
Так наши бойцы захватили пленных, среди которых оказался командир роты – американец. По словам Николая, наши ребята обходятся со сложившим оружие врагом гуманно – прежде всего кормят, поят, оказывают необходимую медицинскую помощь, а затем передают в другие службы, которые выясняют его боевой путь.
- Даже в самых тяжелых условиях нужно оставаться человеком, - уверен Николай. – И мы всегда следуем этому принципу. Враг этим пользуется. Недавно наше подразделение стояло в небольшом поселке – буквально 6-7 домов и церковь. Когда мы работали по позициям, нацисты в ней прятались, потому что знают: мы православный народ, по своей церкви не стреляем. Как только мы прекращали бой, они бежали на свои позиции и открывали огонь по нам.
На передовой военнослужащий командовал взводом - отвечал не только за себя, но и за жизни и состояние своих бойцов. Приходилось планировать работу подразделения, отдавать приказы и быть настоящим психологом.
- Для тех, кто еще не нюхал пороха, первый обстрел - всегда шок. В этот момент ты ясно понимаешь, что сейчас ходишь, а через минуту тебя могут убить, - говорит он – Таких ребят успокаиваем, морально и физически поддерживаем. Потом они привыкают и уже оказывают помощь другим. В обиду там никто друг друга не дает.
Пригодились и знания тактической медицины. Несколько бойцов наступили на мину "лепесток", и им нужна была срочная медицинская помощь. В такие минуты, признается Николай, несмотря на весь накал ситуации, не до эмоций. В голове лишь четкая последовательность отработанных до автоматизма действий: наложить жгут, перевязать рану, дать обезболивающее. Сделать все, чтобы товарищ выжил.
Холодная голова – вообще главное условие для выполнения боевой задачи. Прежде чем предпринять какие-то действия на поле боя, необходимо трезво оценить ситуацию и риски нарваться на засаду, произвести разведку, объясняет военнослужащий.
- В бою я всегда спокойный, расчетливый, постоянно прокручиваю в голове несколько вариантов развития событий, предугадываю действия противника, - говорит он. – Эмоции не мешают, потому что на передовой постоянно находишься на адреналине, организм перестраивается для работы в новых условиях.
На вопрос, бывает ли при этом страшно, Николай, не задумываясь, отвечает: самое страшное – если когда-нибудь нацисты придут к нам. А там ты делаешь свою работу – выполняешь приказы, решаешь поставленные задачи. Времени бояться нет.
Бойцы решительно идут в атаку, потому что знают – они сражаются за свою землю, за своих родных и близких, утверждает он. Мысли о доме, о том, что там волнуются, ждут, любят и переживают жены, дети и родители, поднимают боевой дух. Когда есть крепкий тыл, справляться с тяготами и лишениями морально гораздо легче.
Николая дома ждали бабушка, которая воспитывала его с детства, и жена. С будущей супругой они познакомились еще в школе – учились в одном классе. Девушка дождалась любимого из армии, они планировали свадьбу, но долго откладывали торжество. А в ЗАГС в итоге отправились прямо накануне первой командировки в зону СВО – по справке из военкомата пару расписали без очереди. Наутро мужчина выехал в часть.
Вместо медового месяца – переживания за близкого человека и недели ожидания хотя бы короткого сообщения: "Жив-здоров, люблю".
- Конечно, жена очень волновалась, ругалась, не отпускала меня, но потом смирилась, потому что поняла, что меня ничто не остановит, - говорит Николай. – Перед второй командировкой уже только намекал ей, что собираюсь снова идти туда. Об отъезде она узнала уже непосредственно в день отправки. Вопросы задавать было поздно.
С передовой боец вернулся с наградой за успешное выполнение задания с грифом "секретно". Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени ему вручил губернатор Дмитрий Азаров.
И с ранением. Перед штурмом, когда техника отрабатывала по позициям противника, а наши ребята группировались, в место их дислокации прорвался вражеский квадрокоптер. Он скинул гранату прямо на группу Николая. Из четверых ребят зацепило только его. Спасла хорошая экипировка: осколок притормозил в наколеннике и ранение оказалось неглубоким.
После лечения и курса реабилитации военнослужащий получил президентскую выплату в три миллиона рублей. Все формальности, рассказывает он, заняли меньше месяца. Деньги поступили на счет через две недели после предоставления справки в часть.
Сейчас Николай находится в отпуске по ранению. Но спокойно отдыхать не может – сидеть сложа руки не привык. Он осуществил детскую мечту и проходит обучение на пожарного. Стажируется в пожарной части в микрорайоне Южный город. Пока помогает опытным коллегам, но уже в ближайшее время хочет сдать экзамен и получить допуск на выезды.
Параллельно тренирует добровольцев и контрактников, которые готовятся к участию в боевых действиях. В составе команды инструкторов преподает им медицину, тактические действия, картографирование. Учит копать блиндажи и окопы, штурмовать здания, лесопосадки, укрепрайоны. Передает бесценные знания, которые получил за месяцы реальных боев.
- Наши подопечные возвращаются оттуда, приходят и благодарят - собственно, за то, что вернулись. Наш опыт сейчас очень помогает тем, кто идет туда впервые, - отмечает Николай.
Но, даже чувствуя себя нужным дома, он уже планирует следующую командировку. Ведь "за лентой" остались товарищи, которым нужна поддержка. Там, на передовой, боевое братство и взаимовыручка – не просто громкие слова. За ними люди, которые всегда прикроют своей спиной и никогда не бросят. И вся страна, которая верит в ребят и стремится обеспечить их всем необходимым.
- Наши командиры стараются, чтобы каждый боец был сыт, одет, вооружен. Снабжают экипировкой, бронежилетами, хорошими касками. Дмитрий Игоревич Азаров постоянно бывает на передовой, привозит нам нужную технику, - рассказывает Николай. – На моей родине, в Дубовом Умете, в школе и библиотеке собирают гуманитарную помощь, вяжут масксети, делают окопные свечи. Нам приходят детские письма. Ребята желают нам здоровья, чтобы не было войны и все солдаты вернулись домой. Попадая туда, где есть связь, стараемся отправлять им СМС со словами благодарности. Все это очень поддерживает и мотивирует, мы видим, за что стоим.
Когда боец находится на передовой, его семье помогают местные власти. Заботятся о бабушке – привозят продукты, выполняют бытовые просьбы. А жене посодействуют с оформлением документов – недавно молодой семье выделили земельный участок в 10 соток в родном селе, где после возвращения Николая они планируют начать строительство собственного дома.
Фото: Андрей Савельев