Городской архитектор Самары
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Дмитрия Вернера - одного из самых ярких архитекторов губернской столицы. Он родился в Орле в 1873 году, но вскоре семья переехала в Самару. Отец будущего зодчего отстроил усадьбу с двумя деревянными домами. Позже она перешла Алексею Бострому, отчиму Алексея Толстого. Сегодня в ней располагается Самарский литературный музей.
Образование Вернер получил сначала в Самарском реальном училище, а затем в Петербургском институте гражданских инженеров. Ранний этап творчества архитектора связан с Нижним Новгородом, куда он переехал после окончания учебы в столице. Молодой специалист быстро продвигался по службе и уже к началу ХХ века занимал должность городского архитектора. Именно здесь появились первые его работы в стиле модерн.
В 1909-м Вернер вернулся в Самару, а через год занял должность городского архитектора, на которой проработал четыре года. С началом войны он переехал в Иващенково (сейчас город Чапаевск), где был главным архитектором по постройке Сергиевского самарского завода взрывчатых веществ. После революции, как и многие его коллеги, перебрался в Омск. Закончил свою жизнь архитектор в 1925 году в Сибири.
Связь Вернера с Бузулуком была очень тесной. Предки архитектора по материнской линии были местными помещиками, отсюда же родом была жена зодчего Анна Щелкова. Кроме того, он строил здания для целого ряда бузулукских бизнесменов, живших в Самаре.
Купеческие нравы
По его проекту в 1912 году построили трехэтажный дом купцов Матвеевых на улице Молодогвардейской, 69. Матвеевы занимались продажей обуви, в том числе на первом этаже своего дома, имели кожевенное производство. Один брат, Петр, жил и работал в Самаре с 1909 года. Второй, Иван, остался в Бузулуке. Там он занимал должность председателя купеческого банка.
Матвеевы заказали Вернеру проект доходного дома для их зятя - купца Егорова-Андреева. Здание расположено на улице Некрасовской, 61. Сейчас памятник архитектуры находится в катастрофическом состоянии.
Еще одна работа Вернера для бузулукцев в Самаре расположена на улице Ленинградской, 45. Доходный дом подрядчика Алексея Нуйчева возвели в необычной для архитектора манере - с декоративным оформлением в псевдоегипетском духе. Вероятно, выбранный стиль диктовался заказчиком.
В ноябре 1913 года Вернер подвергается резкой критике членов строительной комиссии при Самарской городской управе. Удивительно, что в числе критиков выступали в том числе бузулукские купцы, для которых он строил здесь дома.
"Член Комиссии А. Ф. Нуйчев указал, что архитектор Вернер занимается частными архитектурными делами, например, он взял наблюдение за постройкой торгового корпуса в г. Бузулуке у городского управления", - написано в протоколе заседания, хранящемся в Государственном архиве Самарской области.
Петр Матвеев отметил, что "архитектору Вернеру (надлежит) сделать строгое замечание по поводу неисполнения принятых им на себя обязанностей и с тем, чтобы отнюдь не занимался частными работами".
Почему бывшие заказчики Вернера ополчились на архитектора - остается загадкой. Зато благодаря протоколу комиссии, на которой обсуждали регулярную неявку зодчего на заседания и злоупотребление частной практикой, мы знаем как минимум об одной его работе в Бузулуке.
Строительство началось осенью 1913 года, а к концу 1914-го здание ввели в эксплуатацию (угол улиц Ленина и Отакара Яроша). Документально установить, что Вернер выступил также автором проекта, пока невозможно из-за отсутствия архивных материалов. А вот архитектурный анализ позволяет сделать однозначный вывод, что именно он проектировал торговые ряды в Бузулуке.
Самарский период творчества Вернера начался в 1909-1910 годах со строительства городских рядов на улице Соборной (улица Молодогвардейская, 57). Новотроицкий торговый корпус (сейчас ТЦ "Юность") имеет явные параллели с бузулукским зданием - по композиции, пластике фасадов и даже декоративному оформлению (оба венчали гербы городов).
Три богатыря и бельгийские рабочие
Киселевы - еще одна бузулукская купеческая семья, связанная с Самарой родственными и деловыми отношениями. Три брата, Василий, Федор и Степан, успешно продолжили дело отца, занимались разного рода предпринимательской деятельностью.
Самый известный из них - Степан Киселев - построил в Бузулуке двух-трехэтажный дом, в котором разместился Дворянский клуб (сегодня это Бузулукский музыкальный колледж на улице Чапаева, 45). Над центральным входом в здание в стиле модерн располагается барельеф с изображением копии картины Васнецова "Богатыри". Очевидно, братья Киселевы ассоциировали себя со знаменитыми былинными героями.
По общей стилистике, декоративной отделке и некоторым деталям дом Киселевых можно сравнить со зданием Главпочтамта в Самаре на улице Ленинградской, 24. Здесь похоже решен центральный вход, только вместо васнецовской картины на рельефе над оконным проемом размещается адаптированная копия работы известного бельгийского скульптора Константина Менье.
"Сюжетом моего большого рельефа "Индустрия" является происшествие на стекольном заводе, - описывал Менье брюссельский оригинал. - Стекло в расплавленном виде в больших горшках из обожженной глины подвергают действию сильного огня доменной печи. Случается, что горшок дает трещину и жидкое стекло льется на очаг. Сейчас же идет группа людей, специально для этого приставленная, с железной тележкой, и ставит на нее раскаленный глиняный горшок. Это очень трудная работа. Там царит суматоха и адская спешка в течение нескольких минут, которые я пытался передать".
Любопытным совпадением является и то, что напротив почты располагалась техническая контора одного из братьев Киселевых, а во дворе под большим тентом - продаваемые им автомобили.
Авторство обоих зданий документально не установлено, хотя, очевидно, проекты выполнены одним (вероятнее всего, местным) архитектором. Анализ самарского наследия начала ХХ века позволяет предположить, что объекты относятся к творчеству художника-архитектора Михаила Квятковского, автора ярчайших построек в стиле модерн. В их числе особняк Новокрещеновой (улица Фрунзе, 144), гостиница "Гранд-отель" (сейчас "Бристоль-Жигули" на улице Куйбышева, 111), дом Субботиной (улица Алексея Толстого, 30), ресторан "Аквариум" (театр кукол на улице Самарской, 95).